Из выступления на военно-исторической конференции в г. Белгороде бывшего первого секретаря Курского обкома ВКП(б) П.И. Доронина о помощи фронту органами власти и населением Белгородчины летом 1943 г.

...Восстановительные работы протекали в тяжелых условиях. Мешала авиация противника. Одна бомбежка следовала за другой. Помню, как в марте касторненские железнодорожники с радостью сообщили обкому партии о том, что они могут бесперебойно принимать поезда, а назавтра 60 бомбардировщиков врага совершили на Касторненский узел массированный налет, и восстановление пришлось начинать сначала. Позднее на Касторненский узел были совершены десятки налётов, но он продолжал работать. 70 налетов совершила фашистская авиация на железнодорожный узел Валуйки. Особенно сильные налеты были совершены в июле. И это понятно: немцы готовились к наступлению. Несмотря на это, июльский план узлом по погрузке был выполнен на 171 процент и по разгрузке на172 процента...

За героическое поведение курских железнодорожников в период подготовки и в ходе боев на Курской дуге свыше 40 человек награждено орденами и медалями Союза ССР. Начальнику станции Курск тов. Шубину было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Курскому и Валуйскому узлам присваивалось по итогам работы Красное знамя Государственного Комитета Обороны СССР.

По мере приближения решительных боев поток военных грузов нарастал. Справляться железнодорожникам становилось все труднее. Разгрузка боевой техники проходила в минимально короткие сроки. Танки и самоходки к разгрузочным площадкам подходили с заведенными моторами. На узлах были сделаны обводные пути, по которым поезда двигались транзитом.

Несмотря на все принятые меры, пропускная способность одноколейной дороги Касторная–Курск для обеспечения фронтов была недостаточной. Особенно тяжелое положение создавалось на Воронежском фронте, который пользовался дорогой, проходящей в полосе Центрального фронта. Советуясь с людьми, приходилось изыскивать новые возможности для ускорения движения поездов. На одном из таких советов вспомнили, что до войны вчерне был составлен проект строительства дороги на Курскую магнитную аномалию. Эта магистраль соединила бы две дороги – Московско-Донбасскую и Южную и пошла бы параллельно дороге Касторная–Курск.

Извлекли из архивов все черновые наметки. Изучив их, я помчался 6 июня в штаб воронежского фронта. Там неслыханно обрадовались нашему предложению и немедленно послали шифровку в Государственный Комитет Обороны. На следующий день, в 6 часов утра, мы получили ответ – наше предложение было принято. И уже через 3 дня железнодорожная бригада и 25 тысяч колхозников начали строительство линии Сараевка – КМА одновременно проводя изыскательные и проектные работы.

Государственный Комитет Обороны установил срок строительства с 15 июня по 15 августа. За эти два месяца надо было провести все земляные работы, построить 10 мостов, положить линию на расстоянии 95 километров. Ни один железнодорожный специалист и во сне не мог увидеть подобные темпы. К этому следует добавить, что все работы велись вручную, неквалифицированной рабочей силой. Во главе районных колонн стояли вторые секретари райкомов партии. Колонны были разбиты на отряды, отряды – на бригады. В бригадах создавались звенья. Вся работа проводилась на основе индивидуальной сдельщины. Обком партии и обком комсомола для лучших районных колонн учредили два знамени.

Снабжением строителей всем необходимым ведали заместители председателей райисполкомов и работники торговли.

Мы внесли предложение в ЦК ВКП(б) об изменении срока окончания работ. Государственный Комитет Обороны установил для нас новую дату – 20 июля, то есть на работу отводилось 35 дней. Фактически поезда пошли по этой дороге через 32 дня. За это время было выполнено 800 тысяч кубических метров земляных работ, построено 56 сооружений протяженностью 750 погонных метров, два пункта водоснабжения, 8 остановочных пунктов.

Специалисты, работавшие на строительстве дороги, признались, что подобных темпов они не знали, такого массового героизма не встречали. Многим отрядам, бригадам командование выдало письменные отзывы. Вот как оценивалась работа старооскольских девушек-комсомолок:

«Не считаясь со временем и ненастной погодой, отряд выполнял порученные задания своевременно и с отличным качеством. Правильная расстановка рабочей силы на участке дала возможность выполнять дневные производственные задания до 250 процентов. Со своей стороны, считаю необходимым отметить исключительно добросовестное отношение к выполняемой работе следующих товарищей: начальника отряда Шугаевой Л. Н., бригадира Семеновой П. М., работниц Кузминой В. М.,  Веселовой Д. В. Командир части Иванов».

Вот еще свидетельство героического труда колхозников на оборонной стройке. Командование воинской части – почтовый ящик № 986 – дает следующую оценку колонне Волоконовского района, возглавляемой тов. Мигаль: «Колонна колхозников Волоконовского района, прибыв на стройку, сразу организованно включилась в работу. С первых дней показала замечательные образцы труда. Каждый колхозник стремился оказать помощь героическим защитникам Родины – сдать дорогу раньше срока.

Силами колонны, при задании 50 тысяч кубических метров земляных работ, выполнено 800 тысяч кубометров. Средняя выработка на одного работающего составила 5,2 кубометра при норме 3 кубометра.

Командир батальона капитан Ялов.

Исполняющий обязанности заместителя командира по политчасти ст. лейтенант Колебанов».

Хороших показателей на стройке добились колхозники Чернянского района (начальник колонны Дворцевой). Они выполняли задания на 130-140 процентов, а передовой отряд тов. Колтаковой – на 250 процентов.

Построенная раньше срока дорога в период подготовки отступления сыграла очень важную роль. Военный совет Воронежского фронта прислал строителям приветственное письмо «Поздравляем бойцов, командиров железнодорожных частей и спецформированний фронта, колхозников и колхозниц Курской области, участвовавших в строительстве, с успешным окончанием новой стройки – железнодорожной линии. Военный совет выражает твердую уверенность в том, что бойцы, командиры железнодорожных частей и спецформирований, колхозники и колхозницы Курской области и впредь приложат все усилия для окончательного разгрома немецко-фашистских захватчиков».

За строительство дороги были удостоены правительственных наград 386 человек.

Немцы забрасывали сюда несколько диверсионных групп, но все они были выловлены. Немалую роль в этом сыграли местное население, истребительные батальоны и дружины самообороны.

С наступлением весны началось в широких размерах строительство оборонительных сооружений. Участие населения в этом деле изо дня в день возрастало. Одновременно надо было решать другую задачу, имеющую громадное значение – провести весенний сев. Он должен был идти в невероятно трудных условиях. Ведь во многих колхозах, кроме лопат, ничего не было.

Опасаясь, что посевная может ослабить помощь армии, обком провел в апреле специальный пленум. На нем мы еще раз длительно сказали, что из всех задач главной является помощь фронту. В решении пленума партии подчеркивалось, что важнейшая задача коммунистов, всех трудящихся области – всесторонняя помощь Красной Армии, удовлетворение нужд фронта. Пленум обязал все партийные организации помогать воинским частям в строительстве оборонительных сооружений, аэродромов, посадочных площадок, следить за грунтовыми дорогами военного значения, оказывать содействие в увеличении пропускной способности железных дорог.

Пленум признал необходимым принять все меры к восстановлению предприятий, могущих работать для фронта, оказывать всемерную помощь раненым, находящимся в госпиталях. Обращаясь к населению, обком призывал: «Сооружение оборонных рубежей, укрепление каждого города, села, железнодорожной станции – дело всех трудящихся нашей области. Близится решающее сражение. Чем скорее соорудим мы оборонительные укрепления, тем легче будет Красной Армии сломить сопротивление врага, разгромить и изгнать его с нашей земли».

Трудящиеся области активно откликнулись на решения пленума обкома. В апреле на оборонительных работах уже работали 105 тысяч человек, а в июне – 300 тысяч...

Нет возможности перечислить всё, что делали трудящиеся области для помощи родной армии, для спасения Родины. Да и как могло быть иначе. Народ и армия у нас едины.

В год величайшего сражения на Курской дуге была решена   и вторая задача. Под огнем врага успешно проведен весенний сев, а затем и уборка. Область сдала для нужд Советской Армии миллионы пудов хлеба и других продуктов в благодарность за освобождение.

Вот так трудились в боевой прифронтовой обстановке куряне.

 

Источник:

Доронин П. И. Из выступления на военно-исторической конференции в г. Белгороде бывшего первого секретаря Курского обкома ВКП(б) П. И. Доронина о помощи фронту органами власти и населением Белгородчины летом 1943 г. / П. И. Доронин // Из истории Курской битвы : изгнание немецко-фашистских захватчиков с территории Белгородчины, освобождение города Харькова / Архивный отдел адм. Белгор. обл. , Центр док. новейшей истории Белгор. обл. , Гос. архив Белгор. обл. , Гос. архив Харьковской обл. Украины. – Белгород, 2003. – С. 111–115.