ГЕРОИЧЕСКИЕ ВЁРСТЫ

(дайджест)

                                                                                  Вы здесь дорогу строили на Ржаву,

                                                                                  В подолах пол – Земли перенесли

                                                                                  К сраженью подготовили Державу

                                                                                  И с воинами Родину спасли.

                                                                                                                      Виктор Белов

 

Чем дальше уходят от нас те исторические грозные военные годы, тем всё явственнее и величественнее вырисовывается бессмертный подвиг нашего народа, совершённый в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Особое место в её истории занимает строительство железной дороги Старый Оскол – Ржава, которая ускорила победу на Курской дуге. Её по праву называют «Дорогой мужества».

Фашисты закрепились на Курской дуге, намереваясь нанести ответный удар за поражения под Сталинградом. Со второй половины марта 1943 года нарастала активность немецко-фашистской авиации, наносившей удары с воздуха главным образом по крупным узлам железных дорог. Для их обороны советское командование привлекло крупные силы авиационных частей Ряжско-Тамбовского, Воронежско-Борисоглебского, Харьковского и Тульского дивизионных ПВО, которые взаимодействовали с истребительской авиацией и зенитной артиллерией фронтов.

Полностью обезопасить железнодорожные перевозки, однако, было невозможно. Только в мае на участок железной дороги между Валуйками и Старым Осколом вражеская авиация совершила 34 налёта, в которых участвовали сотни самолётов. Постоянными стали массированные налёты на Курский железнодорожный узел.

Фронт испытывал серьёзные затруднения в обеспечении воинских перевозок. Транспортные возможности железнодорожной сети в пределах Воронежского фронта оказались недостаточными, чтобы обеспечить своевременное сосредоточение крупных резервов и материальных средств. Фронт своей железнодорожной коммуникации не имел, и пользовался вместе с Центральным фронтом участком дороги Касторное-Курск, на котором ему в первое время выделялось всего три поезда в сутки. Фронт вынужден был использовать большое количество автомашин, перевозивших грузы за 250-300 километров.

Назрела необходимость строительства соединительной линии Старый Оскол–Ржава с выходом на линию Курск–Белгород в полосе Воронежского фронта.

Начальник военных сообщений 40-й армии полковник В.Н. Рыманов вспоминал впоследствии, что в конце марта 1943 года очень остро встал вопрос о доставке грузов войскам, выдвинувшимся вперед на линию железной дороги Курск—Солнцево—Ржава—Белгород. Выход мог быть в строительстве железнодорожного пути Старый Оскол—Ржава. Начальник Московско-Донбасской железной дороги В.И. Оборотов выделил инженеров-изыскателей и помог нужными материалами. Руководителем изыскательной группы назначили старшего помощника начальника ВОСО армии майора А.М. Коробченко. На работы по изысканию ушло 22 дня, были составлены подробные расчеты, но Военный совет армии, узнав, что на стройку потребуется около трех месяцев, строительство дороги отклонил — такой срок армию не устраивал. (Доманк А. Тыл огненной дуги. Воронеж. 1989. С. 53–55.).

Следующая страница