Какое же значение имела теперь эта магистраль? Ведь ее строительство завершилось фактически после окончания оборонительного сражения и так ли она была нужна? Да, очень нужна. Самостоятельная магистраль Воронежского фронта выходила на ветку Ржава—Обоянь, которая к этому времени была восстановлена. Освобождалось от доставки грузов большое количество автомашин, которые подвозили их в ходе наступления к передовой за 250—300 километров. Теперь это расстояние сокращалось на 150—200 километров. Облегчалась работа сильно перегруженной главной в то время линии Касторная—Мармыжи—Курск, которую к тому же часто бомбила вражеская авиация. Появилась возможность организовать кольцевое одностороннее движение эшелонов по маршруту: Касторная—Курск—Сараевка–Старый Оскол. Резко повысилась провозная способность магистралей Центрального и Воронежского фронтов. Но не только.

Интересное соображение высказал начальник тыла Красной Армии генерал Л. В.Хрулев. Он писал: «Несомненно, что строительство дороги было подчинено интересам наилучшего снабжения войск. Командование знало, что в ближайшее время предстояло широкое наступление. По оперативному плану наши войска должны были продвинуться далеко на запад. Кому же тогда нужна будет эта дорога? Оказалось, что она очень нужна народному хозяйству. И это в полной мере учитывал Военный совет фронта...»

В этом районе имелись три крупных сахарных завода. Еще с довоенного времени здесь сажали сахарную свеклу и собирали большой урожай. Но из-за отсутст­вия железной дороги доставка свеклы на заводы была невероятно сложным делом. Много свеклы гибло на по­лях, а та, что поступала на переработку, в значитель­ной мере была поморожена. Доставлялась она с боль­шим опозданием и потерями. От всего этого колхозы несли немалые убытки.

Железнодорожная ветка Старый Оскол–Сараевка входит в состав Южной железнодорожной сети.

Ныне Осколянка – рудовозная дорога. На востоке, по обе стороны от неё рудники Курской магнитной аномалии – Стойленский, Лебединский. Она успешно действует и сейчас, способствуя экономическому развитию свекловодческих районов и сахарной промышленности России.

Сегодня по нашей легендарной дороге стали ходить пассажирские поезда из Липецка, Воронежа, летом – даже за границу, в Симферополь, а московский – круглый год, причём скорый. А иногда одного московского скорого мало и тогда дают второй дополнительный.

«Приезжающие в наши края московскими поездами гости или командированные непременно в числе первых впечатлений отметят и такую особенность дальнего пути – чрезмерную извилистость, сложную синусоиду движения. Дорога, словно лента серпантина, тянется то вдоль околицы, заглядывая чуть ли не в каждый двор-огород, то по деревенским выгонам и проулкам, боясь ненароком зацепить чей-нибудь забор или штакетник. Поезд до недавнего времени ходил до того медленно и осторожно, что с машинистом можно было на переезде переброситься новостями, попросить подождать опоздавшего. А тихими весенними вечерами в приоткрытый тамбур вместе с запахами черемухи и сирени врываются соловьиные трели, кваканье лягушек в безымянных болотцах и ручьях, потому что редко железнодорожное полотно пересекает такой ручей – больше, кажется, тянется вдоль них.

Памятник строителям железной дороги Старый Оскол - Ржава

И так наблюдательный пассажир может ехать почти сто километров пути от Сараевки до Старого Оскола. Лишь сойдя на одной из станций этого маршрута, он не может не обратить внимания на мемориальную доску: "Железнодорожный участок Старый Оскол – Сараевка построен по заданию ГКО летом 1943 года за 32 дня и сыграл решающую роль в разгроме немецко-фашистских захватчиков на Курской дуге».

Спустя много лет их, обыкновенных русских женщин, обездоленных, постаревших и одолеваемых хворями, станут приглашать в редакции газет, на радио и телевидение, в просторные кабинеты с паркетами и коврами, к высокому начальству, чтобы за "круглыми столами" послушать и почествовать, выделить место в президиуме, вручить грамотку или значок... Не кто-нибудь, а сам глава, даже губернатор будет благодарить, запросто жать руку... Почет, уважение, благодарность... И результат их работы назовут подвигом трудового героизма». (Москалёв А. Дорога мужества. Губкин. 1995. С. 135-136.).

Низкий вам поклон, мои дорогие друзья, труженики стальных магистралей!

 

                                               Составитель Т.Л. Андреева, зав.СИБР.

Предыдущая страница  Cписок литературы