Ватутин Н.Ф., командующий Воронежским фронтом генерал армии

Сам П.И. Доронин спустя тридцать лет писал: «На одном из заседаний бюро обкома партии мы вспомнили, что до войны вчерне был составлен проект строительства дороги на Курскую магнитную аномалию. Эта магистраль соединила бы две дороги — Московско-Донбасскую и Южную и пошла бы параллельно Касторное—Курск. Извлекли из архивов все черновые наметки. Изучив их, я поехал 6 июня 1943 года в штаб Воронежского фронта. Там очень обрадовались нашему предложению. Военный совет Воронежского фронта обратился 7 июня 1943 года в государственный Комитет Обороны с письмом, подписанным командующим Воронежским фронтом генералом армии Ватутиным Н.Ф., с просьбой разрешить постройку железнодорожной линии Старый Оскол–Ржава, общей протяженностью 95 километров, включая и станционные пути». В письме предлагалось:

а) строительство дороги возложить на управление военно-восстановительных работ;

б) для обеспечения строительства рельсы использовать за счет снятия вторых путей с участков Ржава–Белгород и Льгов–Готня;

в) обязать Курский обком ВКП(б) и Курский облисполком привлечь для выполнения работ местное население в количестве 20 тысяч человек и тысячи подвод на весь период строительства;

г) приступить к работам 15 июня 1943 года и окончить строительство железнодорожной линии 15 августа 1943 года.

Такое решение Государственным Комитетом Обороны было принято. А далее последовало:

во исполнение решения Государственного Комитета Обороны от 8 июня о строительстве железнодорожной линии Старый Оскол–Ржава бюро Курского обкома ВКП(б) и исполком облсовета депутатов трудящихся 14 июня приняли соответствующее совместное постановление. Было решено:

1. Мобилизовать на все время строительства 20 тысяч человек, 1000 подвод и инструмент из районов области.

2. Из рабочих, мобилизуемых на строительство железнодорожной линии, создать в каждом районе строительную колонну. Начальниками колонн утвердить вторых секретарей райкомов партии. В каждой колонне организовать железнодорожные строительные отряды по 100 человек в каждом.

3. Обкому комсомола привлечь на это строительство общественное питание и торговлю товарами широкого потребления, а также медицинское обслуживание и наладить идеологическую работу.

5. Учредить переходящее Красное знамя обкома партии и облисполкома за высокие показатели на строительстве.

Кабанов П. А., начальник генерал-майор технической службы УВВР-3 Воронежского фронта

Ткачёв А. Н., начальник строительства железнодорожной ветки «Старый Оскол-Ржава», командир 19-й бригады

Идею строительства дороги выдвигали и другие, так что можно считать ее коллективной. А после принятия решения ГКО практическое осуществление было возложено на Управление восстановительных работ (УВР-3), обслуживавшее Воронежский фронт (начальник генерал-майор технической службы П. А. Кабанов). Начальником строительства был назначен командир 19-й железнодорожной бригады полковник А. Н. Ткачев. На сооружение линии вместе с воинами-железнодорожниками и спецформированиями НКПС прибыло около 25 тысяч жителей Курской области.

«Степь у Старого Оскола шумела многолюдьем, — вспоминал П. А. Кабанов. — Непаханые поля пестрели разноцветьем платков и кофточек женщин, бронзовым загаром обнаженных солдатских спин. Пахло травами и свежевскопанной землей... работы развернуты с двух сторон трассы. Колхозники из соседних деревень уже подошли, из отдаленных — еще нет. Наши батальоны были почти все на месте... полковник В. С. Дмитриев, как главный инженер строительства, познакомил меня с основными наметками будущего проекта.

 — Линию выгоднее примыкать не к станции Ржава, а к Сараевке... Профиль пути более или менее благоприятный.

Развертывалось строительство в очень сложной обстановке. Рельсы поступали старогодные, разных типов. Скрепления некомплектные. Не хватало шпал. Не было и столбов для линий связи... (Кабанов П. А. Стальные перегоны. М. , 1973. С. 188.) .

Предыдущая страница  Следующая страница