С неменьшим энтузиазмом трудились и воины-железнодорожники. «В один из дней я побывал на участке 60-го батальона, — рассказывает генерал П. А. Кабанов. — Командир батальона майор В.Я. Тимофеев, доложил:

— Весь личный состав батальона, включая штабных писарей и машинисток, на трассе. Суточные задания выполняем на сто пятьдесят процентов.

Я обратил внимание на лозунги, написанные краской на щитах и бортах многих тачек: «Честь и хвала мастерам военной нормы!»; «Дорог на фронте каждый час, выполним в срок боевой приказ!»; «Наша стройка — путь снаряда в гнездо фашистского гада!»; «Выше темпы работ — снаряды ждёт орудийный расчёт!»

Спрашиваю заместителя командира батальона по политической части майора Ю. И. Лукьянца:

— Кто сочинил такие лозунги? Сами люди!».

На стройке проводили работу 1055 лекторов, агитаторов, чтецов и более 30 работников политотделов железнодорожного транспорта. Специальный самолёт ежедневно доставлял строителям тысячи газет, книг, журналов, для них издавалась газета «Курская правда на стройке».

Уже на пятый день строительства противник обнаружил скопление людей, техники. Последовал воздушный налёт. Командование фронта немедленно приняло меры противовоздушной обороны. Гитлеровцы пытались забрасывать в район стройки диверсионные группы для взрыва строящихся мостов и участков пути, которые трудно было бы восстановить. Но диверсантов своевременно обнаружили и обезвредили.

5 июля до стройки донесся орудийный гул, взрывы бомб. Началось оборонительное сражение. Строители знали, что на территории ряда районов идут тяжелые бои, и хотя у многих остались дома дети, родные и близкие, никто из них не покинул стройку.

6 июля секретарь Курского обкома И. С. Черников провел совещание начальников колонн и командиров, на котором было решено объявить фронтовую пятидневку. Коммунисты и комсомольцы призвали товарищей в течение пяти дней завершить земляные работы. Уже 7 июля 70 строителей Касторненской колонны выполнили норму более чем на 200 процентов. Сельчане Воловского района ежедневно давали по полторы нормы. От них не отставали жители Тимского, Советского, Бесединского и других районов.

Жители Губкинского района, которые в 1943 году входили в состав Старооскольского района, тоже принимали активное участие в строительстве железной дороги. По призыву партии от Губкинской территории было мобилизовано 1381 человек от всех сельских округов.

 

Архангельский сельский округ

97

Боброводровский сельский округ

131

Богословкий сельский округ

4

В-Дубравский сельский округ

158

Истобнянский сельский округ

46

Ивановский сельский  округ

74

 

Никоноровский сельский округ

37

 

Осколецкий сельский округ

140

 

Скороднянский сельский округ

124

 

Сапрыкинский сельский округ

63

 

Сергиевский сельский округ

87

 

Толстянский сельский округ

27

 

Теплоколодезянский сельский округ

81

 

Уколовский сельский округ

57

 

Чуевский сельский округ

53

 

Юрьевский сельский округ

21

 

Рождественский, Лебедянский,

Лукьяновский сельские советы

181

 

Отличились члены Боброводворской колонны. Лучшими на трассе стали отряд № 7–начальник отряда Сбитнева М. Г. и заместитель по политчасти Воронова (этот отряд 29 июня полностью закончил все работы на отведённом участке); отряд № 5 – начальник отряда Сапрыкина Н. И., добившаяся ежедневного выполнения нормы выработки 120-150 процентов. Они первыми закончили работы на своём участке и перешли на соседний. Заработанные деньги – 50 тысяч рублей – трудящиеся единодушно решили отдать в фонд армии.

Женщины–строители делают насыпь

Насыпь железнодорожного полотна всё дальше уходила на запад, исчезая замеловыми холмами. На её откосах камешками выложены слова: «Дадим две нормы!», «Поможем отцам и братьям!», «Смерть фашистам!», «За Родину!».

Курский обком партии направил дополнительно на стройку около 4 тысяч комсомольцев, создав 50 комсомольско-молодежных бригад, 113 звеньев. Большинство из них показало образцы высокой производительности труда, особенно бригады Обоянского и Старооскольского районов.

За первенство в труде соперничали колонна с колонной, батальон с батальоном, боец с бойцом. Колонны Беловского и Волоконовского районов достигли выработки 6 кубических метров на каждого человека при норме 3,5. Среди солдат двойное перекрытие суточных заданий стало нормой.

В этот период гитлеровцы от одиночных налётов на линию перешли к массированным, стараясь сорвать или хотя бы затормозить строительство. Вначале при появлении вражеских самолетов женщины и подростки прятались по щелям. Но точный огонь зенитчиков не позволял фашистским летчикам осуществлять прицельную бомбежку, рассеивал их строй, бомбы падали куда попало, и местные жители уже не прекращали работу. В среднем в сутки вводилось в строй 3 километра готового пути. Строительство завершилось за 32 дня. Воронежский фронт получил свою магистраль.

«Фронтовая дорога у станции Сараевка влилась в русло Южной магистрали, была подготовлена к пропуску поездов.

Пункт отправления — станция Старый Оскол. На путях небольшой состав. Спереди паровоз опоясало алое полотнище, на котором пламенели слова «Все для фронта!». Сюда собрались рабочие, пришли представители областного центра, военного командования, секретари райкомов партии и комсомола. Короткий митинг, напутственные слова, пожелания доброго пути. Первый состав отправлялся в рейс по новой дороге. Бронепоезд, стоявший под заправкой у водокачки, провожал его долгим басовитым свистком.

Состав миновал поселок имени Губкина, станции Осколец, Кривец и, делая остановки на участках стыковки между районными колоннами, приближался к Заломному. Он шёл между шеренгами строителей, стоявшие по обе стороны железнодорожного полотна. Женщины махали машинисту платками, а он радостно улыбался им и покрикивал на кочегара, которому тоже не терпелось выглянуть наружу:

— Шуруй, шуруй, идем на подъем! Бригада Тамары Семеновой вынесла к полотну дороги знамя, и машинист салютовал ему сильным гудком.

Последняя станция — Сазановка. Поезд остановился перед красной лентой, протянутой над путями от столба к столбу. Позади неё плотной группой стояли представители пристенской строительной колонны.

Секретарь райкома партии Иван Громов шагнул вперёд, каким-то еле уловимым движением руки перерезал ленту и поднялся на переднюю площадку паровоза. Рядом с ним встали женщины-строители.

— Дорогие товарищи, — сказал Громов. — задание государственного Комитета Обороны выполнено. Работая в трудных фронтовых условиях, часто под вражеским огнём, вы построили эту дорогу, так необходимую сейчас, когда наши войска готовятся к решительному удару. Открывая этому составу путь через последний перегон, мы говорим: зелёную улицу нашей победе!

Машинист не пожалел пара, дал самый длинный свисток, каким бывало оповещал об отбое воздушной тревоги.

16 июля 1943 года, почти на месяц раньше первоначально назначенного срока, железная дорога вступила в строй и по ней началось рабочее движение. От Старого Оскола к станции Ржава, а затем и дальше на запад пошли составы с танками, орудиями, снарядами для Воронежского фронта.

Машинисты Южной назвали новую железную дорогу ласковым именем — «Осколянка». (Новоспасский К. Осколяночка : док. повесть. Воронеж, 1973. С. 94–95.).

Предыдущая страница  Следующая страница