Скупые воспоминания об истории строительства железнодорожной ветки «Старый Оскол-Ржава». Сегодня они воспринимаются как достоверный исторический документ Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Это мысли, настроения, переживания обычных советских людей, на плечи которых, выпал тяжёлый, непосильный по возрасту труд. Позднее, поняв, и оценив их вклад в Победу, корреспондент газеты «Рабочая трибуна» В. Жилина напишет:

«… Раннее, прохладное утро. Еще скупое, не палящее безжалостно солнце. От короткого, как беспамятство, сна окончательно пробуждает ветерок, вобравший в себя запах буйно цветущих трав. Строящееся железнодорожное полотно, горы вздыбленной земли и море выцветших от дождя и солнца женских платков. Впереди будет такой же трудный, как и вчера, и позавчера, день. Руки женщин, подростков, стариков к вечеру нальются свинцом, спина задеревенеет, в глазах начнут бегать «мурашки». Кто-то, не выдержав, упадет. Его отведут в сторонку, положат под телегу, где есть крошечная заплатка тени. Остальные, стиснув зубы, будут таскать землю, утрамбовывать ее, подносить тяжеленные шпалы, подставлять плечо под холодную сталь рельс, чтобы помочь военным – специалистам-железнодорожникам. Поглядывать на небо некогда. Разбегались кто куда, лишь заметив прямо над собой вражеский истребитель, поливающий свищом человеческую реку, протяженностью в 95 километров, протянувшуюся от Старого Оскола до Ржавы.

До начала огневых раскатов «катюш» на Курской дуге, наши земляки здесь сражались с врагом. Они победили, построив «дорогу мужества» не за два месяца, как намечало Верховное командование, а за 32 дня!».

Вчитайтесь, вдумайтесь в воспоминания тех, в трудную минуту стал прочной бронёй Отечества.