ТРАССА МУЖЕСТВА И ГЕРОИЗМА

После завершения Сталинградской битвы советские войска продвинулись далеко на запад и уже в феврале 1943 года была освобождена от фашистов значительная часть Курской области, в том числе города Курск и Белгород. Но гитлеровцы предприняли мощное контрнаступление с применением техники и в марте вошли в Белгород, продвинувшись в сторону Яковлево на 7-8 километров. В районе деревни Шопино враг был остановлен.

Таким образом, в начале весны здесь, на юго-западном направлении, образовался огромный выступ, глубоко вдававшийся в расположение противника. Протяженность его по фронту достигала 550 километров. Дугообразное начертание линии фронта позволяло немецко-фашистским войскам осуществить удары по сходящимся направлениям с орловского и белгородско-харьковского выступов по флангам нашей группировки, занимавшей Курскую дугу.

Руководство Советской Армии прекрасно понимало, что немецкое командование воспользуется такой линией обороны. Да и сами гитлеровцы решили наступлением со стороны Орла и Белгорода окружить значительное число советских воинских частей и устроить, как они говорили, "немецкий Сталинград".

Советское командование решило поэтому основные наши усилия сосредоточить в районе Курска и в ходе оборонительного сражения обескровить здесь ударные группировки врага, если он начнет наступление первым.

Для выполнения этой задачи необходимо было обеспечить наши боевые части вооружением и большим количеством боеприпасов и различного военного имущества.

Воронежский фронт не имел своей железнодорожной коммуникации, а пользовался для подвозки грузов железной дорогой Центрального фронта Касторная - Курск, пропускная способность которой не обеспечивала нужды двух фронтов, что особенно отражалось на перевозках Воронежского фронта. Тем более, что железнодорожные узлы Курск и Касторная подвергались систематическим налетам авиации противника, что создавало еще большие затруднения в подвозе.

Чтобы обеспечить самостоятельное питание фронта с возможностью направления потоков перевозок через станции Касторная и Валуйки без заходов курский железнодорожный узел, Военный совет Воронежского фронта обратился 7 июня 1943 года в государственный Комитет Обороны с письмом, подписанным командующим Воронежским фронтом генералом армии Ватутиным Н.Ф. и членом Военного совета Воронежского фронта генерал-лейтенантом Хрущевым Н.С., с просьбой разрешить постройку железнодорожной линии Старый Оскол - Ржава, общей протяженностью 95 километров, включая и станционные пути.

В письме предлагалось:

а)         строительство дороги возложить на управление военно-восстанови­тельных работ;

б)         для обеспечения строительства рельсы использовать за счет снятия вторых путей с участков Ржава - Белгород и Льгов - Готня;

в)         обязать Курский обком ВКП(б) и Курский облисполком привлечь для

выполнения работ местное население в количестве 20 тысяч человек и тысячи подвод на весь период строительства;         

г)         приступить к работам 15 июня 1943 года и закончить строительство железнодорожной линии 15 августа 1943 года.

Во исполнение решения Государственного Комитета Обороны от 8 июня о строительстве железнодорожной линии Старый Оскол - Ржава бюро Курского обкома ВКП(б) и исполком облсовета депутатов трудящихся 14 июня приняли соответствующее совместное постановление. Было решено:

  1. Мобилизовать на все время строительства 20 тысяч человек, 1000 подвод и инструмент из районов области.
  2. Из рабочих, мобилизуемых на строительство железнодорожной линии, создать в каждом районе строительную колонну. Начальниками колонн утвердить вторых секретарей райкомов партии. В каждой колонне организовать железнодорожные строительные отряды по 100 человек в каждом.
  3. Обкому комсомола привлечь на это строительство общественное пи­тание и торговлю товарами широкого потребления, а также медицинское обслуживание и наладить идеологическую работу.
  4. Учредить переходящее Красное знамя обкома партии и облисполкома за высокие показатели на строительстве.

В близлежащих районах области были сформированы строительные колонны. Более 11 тысяч человек и 600 подвод выделили колхозы Прохоровского, Старооскольского, Баброводворского, Корочанского, Великомихайловского и других районов. Вместе с трудящимися области на строительстве работали и железнодорожные бригады.

Сформированные районами строительные колонны, отряды и бригады возглавлялись коммунистами и комсомольцами. Так было и в Старооскольском районе, где начиналась строительная трасса.

- Придется тебе, Лида, как инструктору райкома, возглавить отряд комсомольцев, - сказал секретарь райкома комсомола. - Дело ответственное, задание боевое. Сама знаешь, как нужна фронту железная дорога.

Так инструктор Старооскольского райкома комсомола Лидия Шугаева стала начальником отряда строителей. А одну из бригад, состоявшую из городских девушек-комсомолок, возглавила Тамара Семенова.

Чтобы проложить железнодорожную линию по пересеченной местности, надо буквально срыть горы земли - более 700 тысяч кубометров, соорудить насыпи, построить мосты и многочисленные вспомогательные сооружения.

С первых дней строительства было обращено серьезное внимание на организацию и проведение политико-воспитательной работы среди мобилизованного населения.

Горячий отклик среди строителей нашло обращение пристенцев, которые, завоевав переходящее Красное знамя обкома партии и облисполкома за досрочную мобилизацию людей на строительство, призвали всех участников стройки работать по-фронтовому.

За хорошую работу переходящее Красное знамя обкома ВЛКСМ было вручено комсомольско-молодежной бригаде Старооскольского района, которой руководила Тамара Семенова. Эта бригада систематически выполняла нормы выработки на 200-250 процентов.

А вечером при очередной беседе с девчатами Лидия Шугаева сказала:

- Вы же все знаете, как Николай Островский со своими друзьями строил железную дорогу под Киевом. Им было гораздо труднее, так как, во-первых, это было зимой, а во-вторых, время-то было какое. А мы строим летом. Так давайте же, девочки, докажем, что мы тоже сильные и мужественные. Надо постараться, чтобы врученное нам знамя осталось в нашем отряде до конца стройки, и мы могли бы его увезти с собой в Старый Оскол. Пусть эта трасса, героическая трасса, будет нашим вкладом в разгром врага.

Бригада Тамары Семеновой была одной из лучших комсомольских бригад на трассе. Там, где было трудно, там, где чувствовалось отставание, всегда была бригада Тамары Семеновой, и она выправляла положение. Девушки славились не только трудолюбием. Большим успехом среди бойцов и населения пользовался ансамбль этой бригады. Первенство оспаривали комсомольские бригады Волоконовского, Пристенского, Чернянского, Тимского, Ясеновского районов, но старооскольские комсомольцы удержали завоеванное знамя до конца строительства...

Согласно постановлению Государственного Комитета Обороны железную дорогу предстояло построить за два месяца - с 15 июня по 25 августа. По ходатайству Курского обкома партии срок был сокращен до 1 августа. Невиданные до этого в практике железнодорожного строительства темпы дали возможность сократить и этот срок. Ветка была сооружена за 32 дня. Работы первой очереди были закончены 18 июля, а 19-го по новой дороге Старый Оскол - Ржава пошли первые составы с боеприпасами.

За успешное выполнение задания правительства и военного командования, за проявленные при этом самоотверженность и мужество Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР 386 участников строительства были награждены орденами и медалями Советского Союза. Среди награжденных орденом "Знак Почета" - бывший первый секретарь Старооскольского райкома партии Перепелицын С.П., орденом Ленина - начальник дистанционного пути Емельянов Н.М., орденом Отечественной войны - начальник железнодорожных войск генерал-полковник Кабанов П.А.

Многие старооскольцы награждены медалью "За трудовое отличие". Среди них Шугаева Л.Н., Сергеева Н.А., Тулинова В.А., Хорохордина Е.Ф., Лукина Н.Н. и другие.

В бригаде Семеновой образцы героизма и мужества на трассе показывали Таисия Кривошеева, Евгения Лобынцева, Анна Михайлова, Нина Пименова и другие.

В архивах сохранился отзыв военного командования о работе комсомольского отряда Л.Н. Шугаевой. Командир части Иванов и начальник производственного отдела Злой пишут, что отряд девушек Старооскольского района под руководством Лидии Николаевны Шугаевой на строительстве удлинения железнодорожных разъездов и ремонте пути показал исключительно добросовестное отношение к выполнению задания. Не считаясь со временем и ненастной погодой, отряд выполнил порученное задание своевременно и с отличным качеством.

Автору этих строк удалось разыскать Лидию Николаевну Шугаеву. Интересны ее воспоминания о том периоде.

- Мы получили объект работы в самом центре нынешнего города Губкина, - вспоминает Шугаева. - Тогда это был поселок. Работать приходилось много. Все земляные работы выполнялись вручную. Работали дружно, на мозоли не обращали внимания. Мы хорошо понимали, что дорога имеет важное стратегическое значение, поэтому трудились с удвоенной энергией, с задором. Нас никогда не оставляла бодрость духа. Среди нас не было нытиков.

На пятиминутных перерывах, - продолжает Л.Н. Шугаева, - мы пели песни, они прибавляли нам сил. Выпускали "Боевые листки", стенную газету, которая висела в здании поселкового совета, где находился наш штаб. А вечерами после работы устраивали концерты. Хорошими рассказчиками были Дина Веселова и Тамара Семенова.

Наш отряд соревновался с отрядом Чернянского района. Нам хотелось во что бы то ни стало оказаться победителями. Черноземная земля и болота требовали большого напряжения сил. Пришлось работать в две смены и даже ночью. Несколько раз вражеские самолеты нас разгоняли, а иногда фашисты вешали свои воздушные парашюты-фонари, и мы, не страшась обстрела, работали при освещении.

Когда нам вручали Красное знамя, - добавляет Лидия Николаевна, - я от сильного волнения почему-то не смогла сказать ни слова. Я держала в руках древко знамени и плакала от большого счастья: вот этими девичьими руками в мозолях мы ковали победу над врагом. Помню, все мы поклялись привезти Знамя в Старый Оскол. Так оно и вышло. Самая большая радость была для нас в тот день, когда по нашей дороге прошел первый поезд. Впереди паровоза шла платформа, на которой ехали некоторые из нас, строителей. Радости не было границ! Мы целовались, кричали "ура", пели песни. Это была наша большая коллективная победа. Это была наша трудовая помощь фронту.

...С тех пор минуло более 50 лет. Давно зарубцевались на Белгородчине раны, нанесенные войной. Неузнаваемыми стали Белгород и Старый Оскол. За счет вторых и пристанционных путей вдвое увеличилась общая протяженность железнодорожного полотна между Старым Осколом и Ржавой. Ежедневно между ними бегут пригородные поезда с пассажирами и товарные поезда с различными народнохозяйственными грузами.

Построенная в 1943 году трасса мужества и героизма действует!

 

***

 Как же сложилась дальнейшая судьба Лидии Николаевны Шугаевой?

После окончания строительства она продолжала работать инструктором, затем вторым секретарем райкома комсомола. В 1945 году уехала на учебу в Воронежский пединститут, но через год выехала к месту службы мужа. В 1946 году Л.Н.Шугаева вступила в члены Коммунистической партии. С 1950 года Лидия Николаевна живет в Ужгороде. Будучи матерью четверых детей, она в 1954 году окончила учительский институт. Все эти годы работает в детском садике.

Умело воспитывает она и своих детей. Старший ее сын, Сергей, перешел на 4-й курс Московского института иностранных языков. Дочь Татьяна - на 5 курсе Ужгородского университета. В этом же вузе на третьем курсе и дочь Галина. Сын Юра заканчивает среднюю школу. Дети во многом подражают матери. У нее ведь есть чему поучиться.

 

1968

Источник :

Фролов Н. А. Трасса мужества и героизма / Н. А. Фролов // Потомкам : антология военной прозы и поэзии Белгородчины. – Белгород, 1995. – Т. 1. – С. 522–528.