«Железная дорога Старый Оскол–Ржава протяженностью 95 километров была построена по решению Государственного Комитета Обороны СССР от 3 июня 1943 года для подвоза боеприпасов фронту за 32 дня — на месяц раньше срока»

ТАКИЕ мемориальные доски установлены на всех станциях от Старого Оскола до Ржавы. Они открывают одну из страниц истории Великой Отечественной войны, когда в преддверии решающих боев на Курской дуге было решено в срочном порядке проложить новую железнодорожную трассу для обеспечения нужд Воронежского фронта, военное снабжение которого было недостаточным. В связи с этим на строительство направили 25 тысяч человек из местного населения.

Первоначально Государственным Комитетом Обороны планировалось закончить строительство в два месяца: начать 15 июня, а к 15 августа открыть на маршруте движение.

Из различных районов Курской области, недавно освобожденной от немецкой оккупации, – Скороднянского, Боброводворского, Тимского — стекались к месту будущей трассы колонны рабочих и колхозников, которым в это трудное для страны лето предстояло стать строителями. Большинство среди них – женщины, подростки.

Развернулась напряженная, кипучая работа. Начали без обычной предварительной подготовки: проектирование шло одновременно с прокладкой пути.

Колонна строителей Пристенского района 24 июня обратилась ко всем с призывом закончить сооружение дороги на месяц раньше срока, то есть к 15 июля.

На всей 100-километровой трассе состоялись митинги, на которых этот клич был поддержан. На собрании строителей Боброводворского района 60-летний колхозник Тимофей Иванович Шингарев сказал: «Испытав на себе ужасы фашистской оккупации, мы не позволим врагу снова прийти в наши края. Все силы отдадим, но построим досрочно дорогу для Красной Армии».

Благодаря этому патриотическому почину Государственный Комитет Обороны установил дату окончания строительства — 20 июля, почти на месяц раньше срока.

Но 5 июля строители узнали, что гитлеровцы перешли в наступление на фронте, и решили объявить фронтовую пятидневку — в течение пяти дней ударного труда закончить все земляные работы. Так и было сделано, и этот пятидневный рывок способствовал тому, что строительство были закончено на три дня раньше уже нового срока.

16 июля было открыто рабочее движение, а с 20 июля по дороге регулярно от Старого Оскола до станции Ржава, а затем и дальше на запад пошли составы с танками, орудиями, снарядами для Воронежского фронта.

Объем земляных работ на строительстве составил 800 тысяч кубометров. Дополнительно было построено 50 мостов и трубопроводов, два пункта водоснабжения, восемь остановочных пунктов.

За успешное выполнение правительственного задания 386 человек были награждены орденами н медалями Советского Союза.

Обе всем этом можно узнать из экспозиции Старооскольского краеведческого музея, где собраны фотографии, различные документы тех лет, ордена и медали награжденных.

Есть среди экспонатов Красное знамя Курского обкома ВЛКСМ. Оно вручено бригаде Тамары Семеновой – одной из двух женских бригад, входящих в состав, комсомольско-молодежного отряда, который был направлен от Старооскольского района.

Сохранились выцветшие от времени боевые листки. Еле видные карандашные надписи рассказывают о том, что, работая за двоих-троих, комсомолки грузили по 13 кубометров земли в смену при норме три с половиной кубометра на человека.

Мое внимание привлекает патефон, которым была премирована бригада Семеновой, – старый, покрытый облупившейсяот времени черной краской. Рядом пластинки тех лет — «Романтическое танго», «Полька». Неужели хватало времени еще послушать музыку?

Работница музея Л. И. Ефименко не видит в этом ничего удивительного, более того, она сообщает, что музыку, танцы строители считали лучшим отдыхом — об этом рассказывали ветераны на встре­че, организованной музеем в 1976 году.

Мне удалось встретиться с одной из тех, кто строил дорогу,   Анной Михайловной Проторчиной, живущей в Старом Осколе. Она до сих пор работает учителем математики в школе, несмотря на пенсионный возраст. Она рассказала о том, как 17-летней девчонкой добровольно записалась в бригаду Семеновой. Работали в районе коробковского взгорья, на вершине которого чернел ствол затопленного рудника. Их участок начинался от станции КМА и сходил на заклад по болотистому берегу Оскольца — недалеко располагались участки боброводворцев, скороднянцев.

Было трудно с питанием: к 400 граммам хлеба, выдаваемого по карточкам, можно было добавить только овощи, которые уже созрели. Тяжелая физическая работа не всем была по плечу, иные выбивались из сил, часто болели. Основным инструмен­том были лопаты и тяжелые трамбовки, которыми уплотняли грунт на насыпи будущей дороги.

Во время ее рассказа мне вспомнилась фраза из боевого листка в музее: «Железнодорожную магистраль мы должны построить досрочно — для этого у нас имеется все..!.».

Что же у них имелось? Техники почти никакой. Они не знали даже самосвала: загружали и выгружали бортовые «газики» и «уралзисы». Это помогало, когда они «в количестве шести человек заканчивали погрузку балласта в платформу за 17 минут!». Это тоже из боевого листка.

Тамара Семенова была отличным организатором и в работе, и в веселье. На перерыве заметит, что у нас настроения нет, тут же предложит: «Ну что заскучали, девочки? Давайте споем!». Пели и плясали. Нам и патефона не надо было — в ладошки хлопали, подпевали себе, веселые танцы были, — с улыбкой вспоминает Анна Михайловна.

Она рассказывает, как устраивали шуточные концерты, «почти как в настоящем театре», создав из нескольких платков видимость занавеса. Глядя на нее, ничуть не сомневаешься, что и сейчас она могла бы показать, как делала это в то время.

Самым счастливым был день, когда вручали знамя бригаде во время последнего митинга на станции КМА. Потом встречали первый паровоз. Он шел медленно, как бы проверяя надежность новых рельсов. Играл военный оркестр, гремело «ура».

– Я все боялась: насыпь не выдержит и обрушится — не верилось, что мы, такие молодые и неумелые, смогли построить настоящую железную дорогу, – продолжает рассказывать Анна Михайловна.

Но дорога выдержала. Сначала по ней мчались воинские эшелоны, потом пошли пассажирские поезда и составы с мирными грузами, и сейчас она успешно служит трудовым нуждам Курской магнитной аномалии.

На прощанье Анна Михайловна подарила мне старую фотографию, на которой запечатлены ее подруги, лихо отплясывающие в минуту отдыха на строительстве.

Слева Лида Жилмостных, а справа Зоя Кондрашова. Обе живы и еще работают медсестрами, только первая в Старом Осколе, вторая – в Губкине. А Тамара Семеновна, к сожалению, рано ушла из жизни, мы никогда не забываем о ней.

Прошло сорок лет, но трудовой подвиг наших земляков, оказавших помощь фронту на Курской дуге, живет в памяти людей, символизируя неразрывное единство Советской Армии и народа.


Источник:

Кузьмин А. Дорога мужества / А. Кузьмин // Знамя Ильича. – 1983. – 19 марта.