До начала битвы на Дуге оставалось больше месяца. А в штабе Воронежского фронта уже знали: враг спешно наращивает силы. Гонит к фронту танки и пушки, боеприпасы и живую силу. Гонит по трем отличным железным дорогам: Киев-Конотоп-Льгов, Брянск-Орел-Поныри и Харьков-Белгород.

В распоряжении советских войск была лишь одна железнодорожная линия – от Касторной до Курска. Одна на два фронта: Воронежский и Центральный. На целых восемь армий. Необходима еще хотя бы одна. В конце концов, даже не линия – простая узкоколейка, от Старого Оскола до станции Ржава.

Командующий Воронежским фронтом Николай Федорович Ватутин обратился в Государственный Комитет Обороны. И 8 июня Комитет принял постановление: построить железную дорогу Старый Оскол-Ржава к 15 августа. За два месяца. Такое и в мирное время осуществить было бы не просто. А сейчас, в военном сорок третьем... Нет необходимых для строительства материалов. Нет специалистов. Даже времени на разработку проекта нет.

Материалы – рельсы, шпалы и прочее – быстро выделили и подвезли. Специалисты уже изучали местность, по которой пройдет дорога. А вот рабочую силу, умелые руки – где их взять? Командование железнодорожных войск смогло выделить только две небольшие бригады. С ближайших станций Старый Оскол, Ржава, Курск не возьмешь ни одного человека. Станции жестоко бомбят, и железнодорожники едва успевают восстанавливать искореженное бомбами полотно.

Нет рабочей силы.

Так что же, значит, не построить дороги в срок? Технику, боеприпасы, продукты для войск подвозить по разбитым, утопающим в мучнистой меловой пыли проселкам? В дождь, в распутицу на плечах переносить тяжело груженные машины?..

Нашлась рабочая сила!

От Старого Оскола, Бабровых Дворов, Огородного, Великомихайловки, Прохоровки, Волоконовки, Ивни и – совсем издалека — от Щигров, из-под Курска спешат к трассе будущей дороги люди. С песнями, с кумачовыми лозунгами идут колонны девчат, комсомолок, и пожилых колхозниц и колхозников. С лопатами, кирками, тачками. И с маленькими узелками, в которых немного еды и белья.

По самому краю просторной зеленой долины речки Осколец стала расти узкая насыпь. Вдоль насыпи – на многие сотни метров, на километры – живая цепь платков и косынок. Редко мелькнет среди них заношенный картуз или высветленный солнцем мальчишеский чуб.

Женские руки строили эту дорогу.

Самый трудный участок – у Заломного. Под тонким слоем высохшей земли – зеленоватая жесткая глина и неподатливый мел. На Заломнинскую выемку послали комсомольскую бригаду Тамары Семеновой из Старого Оскола.

Молодые работницы и вчерашние школьницы, совсем еще девчонки. Им бы загорать на золотистом берегу Оскола, бегать в кино и на танцплощадку, сидеть в беседке с интересной книжкой...

Острой киркой, тяжеленным ломом, простой лопатой прогрызали они эту Заломнинскую выемку. Девичьи ладони покрылись черными мозолями. Руки гудели, не давая спать по ночам. Но когда на стройку приехал командир военных железнодорожников генерал Кабанов, Тамара Семенова отрапортовала ему:

– Комсомольская бригада строит дорогу Победы.

Генерал обвел внимательным взглядом обожженные солнцем и ветром лица девчат, заглянул в блестящие молодым задором глаза и, улыбнувшись в ответ, сказал:

– Что бригада комсомольская, вижу. А насчет победы – так ее еще завоевать надо!

– Завоюем, мы не сомневаемся, – отвечала Тамара, – Правильно я говорю, девчата?

– Правильно, – подтвердили девушки.

– Более авторитетного доказательства не требуется, – пошутил генерал.

Девчата засмеялись. Тамара звонко скомандовала:

– Марш вперед! Запевай любимую!

Загремели лопаты, зашуршали босые ноги о росистую утреннюю траву. Девушки запели звонкоголосо: «По долинам и по взгорьям...»

Вскоре бригаде вручили знамя обкома комсомола. В тот день вышли девушки на работу в красных – из раздобытого неизвестно где кумача – косынках. И не сняли своих косынок до самого окончания стройки. Не уступили ни одной из бригад первенства, не отдали переходящего Красного знамени.

Но такие яркие мгновения были, конечно, исключением. Главным оставался труд – каждодневный, ежечасный, изнуряющий, каторжный. И все – быть может, за самым редким исключением – трудились самоотверженно, героически. Просто нельзя было иначе. Все понимали: и от них теперь зависит судьба предстоящего грозного сражения.

Появились на Осколянке (так звали стройку) и мальчишки.

Без них, вездесущих, не обходится ведь ни одно мало-мальски заметное событие в округе. Одни прибегали из ближних сёл с ведрами студеной колодезной воды, со свежей газетой, с духовитой краюхой свежеиспеченного хлеба и запотевшим глечиком молока. Другие – их было немного, но они были – становились в рабочий строй.

Ваня Красюков и его товарищи из небольшого села под Скородным оказались на строительстве случайно. Ребята ушли из дому, чтобы попасть в действующую армию – хотя бы сыновьями полка, но встретили на пути героическую стройку для фронта. Здесь довелось пережить им первую в жизни жестокую бомбежку. Своими глазами увидеть гибель двух работниц, не успевших укрыться в щель...

Их не зачисляли в бригаду. Тогда мальчишки раздобыли одноколесную тачку и, сменяя друг дружку, работали весь день. Без перерыва. И перекрыли взрослую норму. Ваню и его друзей поставили на довольствие, включили в комсомольско-молодежную бригаду.

Строители Осколянки опережали жесткий график. Но и война не ждала. К концу июня стало ясно: враг начнет наступление уже в июле. Значит, и дорога нужна не в августе, а в июле. Нужна как воздух. И первоначальный срок сократили. Вдвое!.. За 35 дней следовало завершить все работы.

В голой холмистой степи, опаленной ярым солнцем, под секущими ливнями, под выворачивающий душу вой бомб и свист осколков продолжалось строительство дороги для фронта. Напряженное, словно перед грозой, ожидание близящейся битвы торопило работающих. Люди не уходили и после смены. И перевыполняли немыслимо высокие нормы.

Работу прерывали только на обед, сон, да еще во время налетов вражеских бомбардировщиков. Выпрямили натруженные спины, расправили плечи лишь после того, как был вбит в последнюю шпалу последний костыль.

***

Прошли годы, десятилетия. Осколянка продолжала нести службу. Тяжело громыхали по стальным рельсам составы с цементом, мелом и железной рудой. Бегут зеленые пассажирские поезда. И люди, сидящие у вагонных окошек, видят на здании новой станции Губкин мемориальную доску, читают высеченные на ней памятные слова:

«Железнодорожный участок Ржава-Сараевка-Старый Оскол построен по решению Государственного Комитета Обороны СССР за 32 дня в июле 1943 года и сыграл важную роль в разгроме немецко-фашистских полчищ на Курской дуге.

На сооружении участвовали железнодорожные войска и жители Курской и Белгородской областей».

 

Источник:

Осыков Б. Стальные рельсы / Б. Осыков // Роман-газета XXI век. Путеводитель русской литературы. – 2010. – С. 105–106.