В четырнадцать мальчишеских лет 

Как сейчас помню, заходит к нам в избу бригадир Мария Кузьминична Адонина и говорит: «Тебя Миша, вызывают в контору колхоза». Колхоз наш «Луч пахаря» объединял тогда крестьян деревни Новоселовка. Председателем в то время работал эвакуированный с Украины Федосей Васильевич Нечипуренко. Я быстро собрался и побежал в контору. «Вот что, Михаил, – сказал председатель, – правление колхоза назначило тебя на строительство железной дороги, будешь ты возить землю. Телегу и лошадь мы тебе дадим...». Выделили мне гнедого мерина по кличке «Моряк». Сразу же начал готовить и телегу смазал колеса, проверил упряжь... И только сделал это, смотрю, к правлению колхоза сходятся девчата. Оказывается, их тоже назначили на строительство железной дороги.

Из нашего небольшого колхоза «Луч пахаря» на строительство железной дороги была выделена молодежь, а самым молодым из всех был я. Мне исполнилось только четырнадцать лет. Девчата подходили ко мне и клали в телегу лопаты и продукты питания. Перед отправкой нас краткой речью напутствовал председатель колхоза Ф. В. Нечипуренко. Он дал нам наказ, чтобы все мы работали честно и добросовестно, и в установленные сроки выполнили задание по строительству железной дороги. Выехали мы, как сейчас помню, на Уколово, Троицкое, Черновец и Сараевку. В Сараевке нас расквартировали по домам. В этот же день нам отвели участок. И мы приступили к работе.

Работали с рассвета и до темна. Девчата лопатами и грабарками насыпали в телегу землю, а я подвозил ее на полотно железной дороги. Чтобы дело шло быстрее, я придумал по бокам хода положить доски. При разгрузке я поднимал эти доски и быстро разгружал землю. Затем снова девчата насыпали землю на ход, а я спешил к полотну для разгрузки.

Закончив трудовой день, уезжал в свое село за продуктами питания: хлеб и пшено нам отпускали из колхоза, а картошку собирали по домам.

Должен сказать, что работали тогда все старательно, выполняли по две-три нормы в день. Строили мы полотно на участке от Сараевки до сазановского моста. Самым трогательным моментом для нас было, когда пустили по дороге паровоз. Многие, в том числе и я, видели его впервые. И радостно было видеть, что по дороге шел паровоз с вагонами, в которых отправлялись на фронт наши бойцы, боевая техника.

Конечно, работая на строительстве дороги мы тогда еще не знали, какую она сыграет роль в разгроме врага на Курской дуге. Не знали и не предполагали, что дорога эта будет играть важнейшую роль в перевозке железной руды в настоящее время. Не знали мы этого, но работали крепко. Понимали одно – так нужно для фронта!

( Агафонов М. Д., председатель колхоза им. Свердлова)

 

Источник:

Агафонов М. Д. В четырнадцать мальчишеских лет / М. Д. Агафонов // Дорога мужества и жизни : материалы о героических делах тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны и о добрых делах в мирное время / Губкинский районный совет ветеранов, труда, Вооруж. сил и правоохран. органов Белгор. обл. ; [сост. : Н. Я. Чуев, И. В. Пирожков, Н. В. Полухина] . – Губкин, 2002. – С. 37.