Нам дорогу эту позабыть нельзя

Летом 1943 года из районов, прилегающих, к переднему краю Курской дуги, по размытым дождями проселкам двинулись тысячи людей. Они шли, повинуясь не только приказу, но и велению своего сердца, чтобы выполнить задания Государственного Комитета Обороны – восстановить участок железной дорога Старый Оскол–Коробково и построить новую дорогу Коробково–Ржава, которая имела важное стратегическое значение в предстоящих боях на Белгородско-Курском направлении. За короткий срок нужно было выполнить огромный объем работ: построить десять мостов, уложить 95 километров пути.

Задание Государственного Комитета Обороны было выполнено за 32 дня. Уложено 800 тысяч кубометров грунта, построено 58 различных сооружений.

Победу на Курской дуге ковали не только на фронте, но и в тылу, который был фактически прифронтовой полосой. Весной 1943 года перед нами была поставлена задача – построить железную дорогу Старый Оскол–Ржава, причём в минимально короткий срок – предстоящая битва не отпускала много времени.

Я жила тогда в селе Юшково. Помню, как Баброводворский райком комсомола (секретарем была Мария Сбитнева) проводил короткие митинги-призывы. Такой митинг прошел и в нашем сельсовете. Мы поняли всю, ответственность; которая возлагалась на нас, и необходимость сделать все возможное и невозможное.

Оторвать людей на строительство дороги было нелегко: ведь все полевые и хозяйственные работы в колхозе лежали на женщинах и подростках. Кроме того, у нас в Юшково стояло четыре госпиталя, в обслуживании которых тоже помогало население. Но было слово: «Надо!» И сразу же определили первую группу, которая должна отправиться на строительство. Вошла в неё и я. А составили ее в основном девушки, не связанные семьей, детьми: это Кондаурова Пелагея, Ровенских Надежда, Ровенских Варвара, Головкова Пелагея и другие.

И тут же, уложив котомки со скудной едой, мы отправились пешком (девять километров) до места строительства. Создали бригады. Работали весь световой день, иногда и ночью. Орудиями труда были лопата, носилки, кирка. О технике не могло быть речи: она была на фронте. Все насыпи, выемки делали вручную. Каждый день подводили итоги на участках, сравнивая с предыдущими и наращивая темпы.

Помню, как-то к вечеру одного дня на наш участок пришла секретарь райкома комсомола Мария Сбитнева, и мы при ней подсчитали, сколько кубометров земли выбросили за день, цифра была рекордная. Выпустили боевой листок, кого-то наградили грамотами.

На ночлег мы уходили в прилегающие к дороге сёла — Кондаурово, Веселый хутор, Заломное, Чаплыжное. Спали в избах, сараях, на сеновалах, а то и прямо на улице на охапке сена – благо было жаркое лето. Домой-то за девять километров не находишься, да еще после такого тяжелого физического труда. Ходили только за продуктами — приносили сырую картошку, которую варили у хозяев, пекли из неё лепешки и хлеб. Девушки-комсомолки работали без смены, сменялись только женщины, у которых были дети.

Дорога была построена в срок, и по ней пошли эшелоны с боеприпасами,  орудиями, воинскими частями. Битва на Курской дуге была страшной. По дороге, проложенной нами, прибывали из районов сражения поезда с ранеными. Их размещали в госпиталях, расположенных в селах нашего района, в переоборудованных конюшнях, школах, в избах для скотников на колхозных дворах

После окончания строительства железной дорога многие из нас, и я в том числе, ухаживали за ранеными, работали в прачечных, перестирывая горы окровавленного белья, бинтов.

В 1986 году для музея на Курской дуге снимался фильм о строителях дороги Старый Оскол–Ржава. 13 губкинских женщин участвовали в съёмках этого фильма. Среди них была я, а также Л. Д. Назарова, К. Г. Авдеева и другие.

Мы свято храним память о тех днях, тяжелые были испытания, но вера в то время крепла, что скоро врага изгонят из России. (В. Бородаева, участница строительства железной дороги Старый Оскол-Ржава, Почётный гражданин г. Губкина и Губкинского района).

 

Источник:

Бородаева В. Нам дорогу эту позабыть нельзя / В. Бородаева // Новое время. – 1993. – 3 авг.