Были и для нас цветы

Когда началась война, мне было 14 лет. Все мои сверстники и я как-то сразу повзрослели: ведь вся тяжёлая физическая работа легла на плечи женщин и детей – мужчины ушли на фронт. Мы пахали на коровах, сеяли и убирали вручную

Жили всё время в страхе, слушая канонаду, доносившуюся со стороны Прохоровки. Фронт обошёл нас стороной, но мы видели отступающие наши части, проходившие через село Заломное. Наше захолустье мало интересовало немцев, они появлялись у нас только карательными отрядами, забирали скот для своей армии, составляли списки молодежи для угона в Германию.

Помню лето 1943 года, когда мы, оказывая помощь фронту, строили железную дорогу Старый Оскол–Ржава. От нашей колхозной бригады была бригада из 12 человек. Наш первый перегон – между селом Осколец и лесом Берёзово. Там мы делали насыпь. Работали лопатой, ломом, трамбовкой (деревянным чурбаком). Работали весь световой день. Мы, девочки-подростки, делали насыпь высотой два метра и всю землю носили с обочины на носилках.

Когда мы закончили работы на этом участке, нас перебросили на следующий — дальше через лес. Ночью нам готовили фронт работы – выкорчевывали деревья, а с утра дотемна мы выбрасывали землю.

Наш участок немцы не бомбили, но спокойно работать не давали: «рама» летала по нескольку раз в день. А на других участках беспрерывно бомбили, пытаясь разрушить строящееся полотно дороги. Налеты были короткими, но приносили беду: гибли наши товарищи.

Но несмотря ни на что, дорога была построена за 32 дня. Таких сжатых сроков строительства железных дорог больше не было никогда и нигде.

...И вот дождались мы первый паровоз с одной платформой, забросанной полевыми цветами. Большинство из нас первый раз увидели паровоз. 19 июля пришёл первый эшелон с военной техникой. Дорога начала работать для фронта для победы! (Т. Черникова, участница строительства железной дороги).

 

Источник:

Черникова Т. Были и для нас цветы / Т. Черникова // Новое время. – 1993. – 3 авг.