На строительстве дороги работали 17 и 19-я железнодорожные бригады и отдельные части 8-й, 23-й и 25-й железнодорожных бригад, а также около 25 тыс. человек местного гражданского населения.

Благодаря героическому и самоотверженному труду строителей дорога была проложена в рекордно короткий срок - в 32 дня и протяжённостью 95 километров.

Построено 56 различных сооружений общим протяжением 750 погонных метров, 2 пункта водоснабжения, 8 пунктов для остановок, уложили главных и стационарных путей 164 километра. Объем земляных работ на строительстве составил 800 тысяч кубометров. (Доронин П. И., первый секретарь Курского обкома ВКП(б)).

17 июля линия была сдана в эксплуатацию.

19 июля по железной дороге Старый Оскол – Сараевка прошел первый эшелон с военными грузами.

Первый поезд по открывшемуся участку провел машинист В. Несмеян.

Ввод в строй дороги позволил сократить время доставки грузов на линию фронта до 24-48 часов.

Боевые перевозки в помощь Курской битве (5 июля - 23 августа 1943 г.) только за июль-август 1943 года составили 121 880 вагонов.

В обратную сторону поезда везли раненых с передовой - таким образом, Дорога Мужества стала и дорогой жизни.

Средний темп сооружения железной дороги составил около 3 км в сутки. Это было выдающимся достижением, не имевшим себе равного в течение всей Великой Отечественной войны.

Средняя выработка на одного работающего составила 5,2 кубометра при норме 3 кубометра.

386 участников строительства были награждены орденами и медалями СССР.