Дорога моей юности

Вы здесь дорогу строили на Ржаву,

В подолах пол-Земли перенесли,

К сраженью подготовили Державу

И с воинами Родину спасли!

Виктор Белов

Я хочу поведать Вам необыкновенную историю о строительстве железной дороги «Старый Оскол - Ржава». В начале своей статьи хотелось бы сообщить, что события, описанные здесь, я услышала из уст своей бабушки Ершовой Нины Никитичны, родившейся в 7 июля 1926 года в селе Крививецкая Курской области.

Каждое лето, будучи ученицей в школе, я проводила свои летние каникулы в деревне у бабушки. Как-то раз у нас закончился хлеб и другие продукты, и мы с бабушкой пошли в ближайший магазин, который находился в 3,5 километрах от нашего дома, на станции Кривецкая. Дорога действительно была очень длинной и изнурительной, а бабушка была уже далеко не молода и старые болячки говорили о себе.

- Давай посидим, отдохнем. – сказала бабушка.

- Давай! - ответила я ей.

И мы присели отдохнуть под небольшим кустом сирени, сойдя с железной дороги, ведущей на станцию.

- Это дорога моей юности. – сказала бабушка.

- Почему твоя дорога? – спросила я.

- А хочешь, я тебе расскажу одну историю про девушку Нину? – ответила бабушка.

- Хочу. – сказала я.

- Ну, слушай.

- Девушке Нине было 15 лет, когда началась Великая Отечественная война. Война страшная, никого не щадила. Проводив отца на фронт. Нина осталась с мамой и тремя сестрами. Прямо в начале войны пришла телеграмма о смерти отца, но надо было жить. Немцы оккупировали село, поселились во всех домах, а жителей выгнали в сараи и на улицу. Казалось, что войне не было конца, гитлеровцы везде чувствовали себя хозяевами, отбирали еду, избивали женщин и детей. Но победа на Огненной дуге развеяла миф о непобедимости гитлеровской армии, стала роковой и в конечном итоге смертельной для нацистской Германии.

С образованием Курской дуги к весне 1943 года созрела необходимость строительства железнодорожной линии «Старый Оскол - Ржава» с выходом на линию Курск - Белгород в полосе Воронежского фронта. Было принято решение строить железную дорогу Старый Оскол - Ржава, общей протяженностью 95 километров. Приступить к работам было решено, с 15 июня 1943 года и закончить строительство железнодорожной линии 15 августа 1943 года.

- А почему так мало времени было на строительство? – спросила я.

- Шла война, боеприпасы, продовольствие нужно было быстрее доставлять в те части, где страны, которые остро нуждались. - ответила бабушка. - Стали организовываться строительные бригады из разного возрастного населения: подростки, женщины, дети, старики. В одну из таких строительных бригад и вступила Нина. На самый трудный участок бригады Т. Семеновой, которая старалась выправить положение, выполняя задания часто на 200-250 %.

Нина работала с подругами: Струновой Надеждой Семеновной из ее села, Бодренковой Евгенией Порфирьевной из села Приустье, Селеменевой Марией Григорьевной из села - Махновка, Дурневой Зинаидой Григорьевной из села Орлик, Перелыгиным Григорием Петровичем из села Заречное.

Бабушка, вдруг заплакала. Я спросила ее: 

- Девушка Нина - это ты?

- Да. Это была я, внученька. – ответила бабушка.

- Лопатами долбили землю, – продолжала бабушка, - на носилках ее переносили и утрамбовывали специальными приспособлениями, сделанными из части бревна. Были случаи, когда дорога шла через болотистые участки, тогда объем работы увеличивался. Работали иногда по 2 смены подряд. Не раз во время работы в районе строящейся дороги показывались немецкие самолеты. Они делали попытки обстрелять находящихся на насыпи нас, но даже в таких условиях никто не бросал работу. Трудности для работы также создавало и то, что нечего было, есть, некогда было отдыхать. Но, несмотря ни на что, девушки и юноши в бригадах находили в себе силы шутить, петь, даже выступали с концертами перед рабочими. Особенно часто это делали комсомольцы нашей бригады Т. Семеновой.

- А ты тоже пела, бабушка? – спросила я.

- Конечно, моя любимая песня была «Катюша» - ответила бабушка. - Между нашими строительными бригадами развернулось соревнование, итоги которого отражались в боевых листках. Нам приходилось переносить совершенно недетские лишения и тяготы. Мы совершенно по-взрослому, сознательно относились к своей работе, понимали всю ее важность.

- У нас, внученька, – говорила бабушка, улыбаясь, - было такое желание построить дорогу, столь нужную для фронта, быстро и хорошо, таким сильным, что никто не жаловался на трудности. И вот 16 июля 1943 года, почти на месяц раньше срока, железная дорога Старый Оскол - Ржава начала свою работу. На Воронежский фронт пошли поезда с артиллерией, танками, боеприпасами, продовольствием. Задание Государственного Комитета Обороны было выполнено досрочно за 32 дня, уложено 86 тыс. кубометров грунта, построено 56 различных сооружений.

- А что было дальше, бабушка? – спросила я.

За строительство железной дороги меня и моих подруг наградили орденом Трудового Красного Знамени, вот придем домой я тебе его покажу.

- Ну что пойдем дальше, по дороге моей юности. – сказала бабушка. И мы пошли.

Теперь прошло много лет с тех пор, но этот рассказ не дает мне покоя до сих пор. Сегодняшнее поколение не испытывает трудности не в чем, на их плечи не выпала такая чудовищная война, но почему то в их глазах столько злобы, нетерпения, самолюбия? Кто же ответит на этот вопрос, наверное, только время!