Из протокола № 19 заседания бюро Старооскольского райкома ВКП(б)

о помощи населения района в строительстве железной дороги Старый Оскол–Ржава

3 июля 1943 г.

 

СЛУШАЛИ: О ходе строительства железнодорожной магистрали Старый Оскол–Ржава. (Слушали 2-го секретаря РК ВКП(6) Михайлова).

Отметить, что установленное обкомом ВКП(б) задание в обеспечении людей на строительство ж.д. выполнено. На 1/VII-43 года имеется 1323 человека, в том числе 12 чел. коммунистов; 80 чел. членов ВЛКСМ.

Создано 15 отделений в составе 54 бригад, работают комсомольская и комсомольско-молодежная бригады. В бригадах проводятся беседы и читки, проведено 2 общих комсомольских собрания, 89 бесед и 116 читок, выпущено 60 боевых листовок и один общий номер стенгазеты колонны, газетами работающие на дороге обеспечиваются.

Комсомольцы и коммунисты занимают ведущую роль в строительстве ж.д. Так за 3 дня 40 чел. комсомольцев погрузили и утрамбовали 1.440 кубометров грунта, комсомольско-молодежная бригада, бригадир З. Полякова, погрузку машин производит в течение одной минуты. Многие члены ВЛКСМ за лучшие образцы и трудовую дисциплину от командования получили 15 письменных благодарностей, 71 % производительности труда добилась бригада горсовета (бригадир т. Кудинов).

На стройке ж.д. выросли стахановцы-ударники, которые самоотверженно отдают силы на строительство ж.д., на досрочное выполнение работ. 150 человек стахановцев. Не только одиночки, перевыполняют установленные нормы в целом бригады и коллективы. Высокой производительности работ добились бригады к-зов «Большевик» Долго-Полянского сельсовета, им. Буденного Казачанского сельсовета, Лукьяновского сельсовета, Черниковского сельсовета, Ново-Кладовского сельсовета и другие.

В результате широко поставленной массово-политической работы на участке колонны, составляющей 4,4 км, путь проложен, проделано 12300 полезных кубометров [земляных работ] с затратой 10887 человеко-дней.

Бюро РК ВКП(б) ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Предложить командному составу колонны улучшить партийно-политическую и массово-политическую работу среди бригад колонны, мобилизуя на досрочное выполнение задания, распространяя опыт лучших людей и бригад через стенные газеты и «боевые листки».

2. Коммунисты, комсомольцы должны занять ведущее место в организации людей на строительстве, укрепляя дисциплину, не допуская ухода и прогулов.

3. Обязанность секретарей первичных парторганизаций и пред. сельсоветов посещать и контролировать работы своих мобилизуемых людей, оказывая им всемерную материальную помощь.

4. В целях ускорения завершения строительства ж.д. предложить первичным парторганизациям и сельсоветам следить за выполнением установленного задания по мобилизации людей.

5. Поручить отделу кадров РК ВКП(б) начать подбор и подготовку кадров из числа лучших и занятых на строительстве постоянной работы на железной дороге.

6. Просить обком ВКП(б) выделить необходимое количество средств для поощрения отличившихся на строительстве людей.

7. Обязать пред. райпотребсоюза тов. Боева, зав. райторготделом Рубонова не допускать перебоев со снабжением мобилизируемых на железную дорогу Старый Оскол–Ржава...

 

Секретарь РК ВКП(б) – Перепелицын ЦДНИ БО, ф. 27, оп.1  д. 116, лл. 84-85.

Источник:

Из протокола № 19 заседания бюро Старооскольского райкома ВКП(б) о помощи населения района в строительстве железной дороги Старый Оскол–Ржава 3 июля 1943 г. // Из истории Курской битвы : изгнание немецко-фашистских захватчиков с территории Белгородчины, освобождение города Харькова / Арх. отдел адм. Белгор. обл., Центр док. новейшей истории Белгор. обл., Гос. архив Белгор., Гос. архив Харьковской обл. – Белгород,2003. – Гл. II. – С. 103–105.

 

ПИСЬМО БОБРОВОДВОРСКОГО РАЙКОМА ВКП(б ) И РАЙИСПОЛКОМА КУРСКОМУ ОБКОМУ ВКП(б),

ОБЛИСПОЛКОМУ И РЕДАКЦИИ ГАЗЕТЫ «КУРСКАЯ ПРАВДА»

 4 июля 1943 г.

Обсудив призыв громовцев ко всем участникам стройки и вызов Чернянской колонны на быстрейшее и качественное выполнение всех работ на строительстве линии железной дороги, участники строительства Боброводворской колонны взяли на себя обязательства ежедневно перевыполнять нормы выработки в полтора-два раза, правильно организовать труд и вести политико-массовую работу на участке, направленную на выполнение взятых обязательств, на досрочное окончание всех работ, установленных колонне. Участниками также брались и личные обязательства. Инициаторами в этом были коммунисты и комсомольцы. Из коммунистов и комсомольцев были выделены и утверждены начальники отрядов и их заместители.

Ход работы, выполнение обязательств освещались в боевых листках, которые регулярно выпускались в каждом отряде и в местной районной газете.

Лучшие люди, показавшие образцы работы, заносились на Доски почета, учрежденные в каждом отряде.

Партийные и комсомольские организации, организованные на трассе, вели широкую политико-массовую работу. Агитаторы ежедневно проводили читку статей из газет, сообщений Советского информбюро и т. д.

Работа громовцев — Татьяны Носовой, Прецветкина и других — стала примером для всех рабочих нашей колонны.

По поводу двухлетия войны Советского Союза были проведены митинга, на которых участники брали на себя обязательства о досрочном окончании работ на отведенном колонне участке дороги.

В целях еще большего укрепления Красной Армии, в благодарность за освобождение все участники строительства единодушно решили все заработанные на строительстве деньги сдать в фонд Красной Армии (общая сумма составит около 50 тыс. руб.).

По состоянию на 3 июля на участке, отведенном Боброво-дворскому району (расстоянием в 2300 м), закончены все работы.

Начиная с 18 июня, в работе участвовало ежедневно от 1120 до 1800 чел. вместо щредусмотренных планом обкома 1000 чел., подвод — от 47 до 54.

В настоящее время, в связи с окончанием строительства отведенного участка, люди переброшены на помощь рядом расположенным воинским частям.

Лучшими отрядами по работе на трассе показали себя: отряд № 7 — начальник отряда М. Г. Сбитнева и заместитель по политчасти комсомолка Воронова. Этот отряд 29 июня закончил полностью все работы на отведенном участке; отряд № 5 — начальник отряда Н. И. Сапрыкина, добившаяся ежедневного выполнения нормы выработки на 120–150 процентов, в результате чего раньше других окончила работу на дороге.

За активное участие в строительстве и хорошую организацию работ на строительстве дороги командованием представлено к правительственной награде 5 следующих товарищей: Евдокия Андреевна Тулинова, Евдокия Андреевна Кущева, Александра Алексеевна Кананыхина, Дарья Сергеева Чеботарева, Мария Ивановна Богданова.

Все вышеперечисленные товарищи, не имея ни одного прогула с качала работ, ежедневно выполняли нормы на 130–200 процентов.

Настроение всех участников строительства хорошее. Все участники строительства горят желанием как можно скорее закончить строительство дороги, имеющей большое государственное значение.

Секретарь Боброводворокого райкома ВКП(б) Митасов.

Начальник колонны Боброводворского района Алексеев.

Председатель исполкома райсовета Семыкин.

ПАБО. Ф. 6. оп. 1, д. 108, лл. 6—7. Копия.

Источник:

Письмо Боброводворского райкома ВКП(б) и райисполкома Курскому обкому ВКП(Б), облисполкому и редакции газеты «Курская правда» о работе колонны района на строительстве железной дороги Старый Оскол-Ржава от 4 июля 1943 г. // Из истории Курской битвы : изгнание немецко-фашистских захватчиков с территории Белгородчины, освобождение города Харькова / Арх. отдел адм. Белгор. обл., Центр док. новейшей истории Белгор. обл., Гос. архив Белгор., Гос. архив Харьковской обл. – Белгород, 2003. – Гл. II. – С.105–107.