11.7.1897 – 27.2.1987

 

Советский военачальник,

генерал-полковник технических войск

 

 

 

Павел Алексеевич Кабанов, советский военачальник, генерал-полковник технических войск (7.05.1960), русский, член ВКП(б) с 1918 года.

Родился в Санкт-Петербурге, в семье рабочего камнетёсной мастерской. Окончил начальную трехлетнюю школу, работал вместе с отцом, затем учеником жестянщика.

В 1916 году призван в российскую армию, служил в броневом дивизионе в Петрограде. Участник бурных революционных событий в Петрограде с февраля по октябрь 1917 года и Октябрьской революции.

В 1918 году одним из первых вступил в Красную Армию, и в том же году - в РКП(б). Служил в Первой отдельной железнодорожной роте. В годы Гражданской войны в составе роты участвовал в восстановлении железнодорожных мостов и путей в Прибалтике и Белоруссии, принимал участие в обеспечении боевых действий на Западном фронте против польской армии. Одновременно был парторгом роты и помощником комиссара железнодорожного дивизиона.

После Гражданской войны окончил курсы при Училище военных сообщений РККА. Командовал взводом железнодорожных войск, строил железнодорожную линию Орша-Лепель в Белоруссии, затем - Чернигов-Овруч на Украине с мостами через Днепр и Припять. В 1930 году направлен на учёбу на факультет военных сообщений при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, в 1932 году переведен в Военно-транспортную академию РККА, которую успешно окончил в 1936 году. Назначен помощником командира железнодорожного полка по технической части, с 1937 года - командир железнодорожного полка.

С 1939 года командовал 5-й железнодорожной бригадой Особого корпуса железнодорожных войск на Дальнем Востоке. Бригада построила железнодорожную линию Мензовка - Варфоломеевка через хребет Сихотэ-Алинь. В марте 1941 года бригада была переброшена на западную границу в район Львов - Тернополь - Перемышль для строительства железнодорожных путей в приграничной полосе. Там 22 июня 1941 года бригада и её командир полковник Павел Кабанов вступили в Великую Отечественную войну.

В первые месяцы войны бригада выполняла задачи по восстановлению разрушенных вражеской авиацией объектов железнодорожного транспорта, обеспечению бесперебойной подачи фронту эшелонов с вооружением, топливом и боеприпасами, уничтожением и эвакуацией железнодорожного имущества при отходе Красной Армии. В январе 1942 года назначен начальником Управления военно-восстановительных и заградительных работ № 3 (УВВР-3), которое отвечало за все работы по строительству и восстановлению железнодорожных магистралей в полосе Южного и Юго-Западного фронтов. Особо трудными выдались лето и осень 1942 года, когда именно на этих фронтах противник перешел в генеральное наступление. В состав этого мощного формирования входило 4 бригады и десятки частей железнодорожных войск. Кабанов лично отвечал за железнодорожные перевозки грузов для героических войск, оборонявших Сталинград. Когда в районе города были уничтожены все мосты через Волгу, предложил соорудить наплавной железнодорожный мост, собранный из старых барж. Постановлением Совнаркома СССР от 4 августа 1942 года полковнику П.А. Кабанову присвоено воинское звание «генерал-майор технических войск».

В ходе зимнего наступления советских войск в начале 1943 году бойцы УВВР-3 восстановили за 18 суток железнодорожный мост через Дон у города Лиски и 2 моста у города Липки. Тем самым была успешно решена задача подачи воинских грузов для наступавших войск.

Весной 1943 года под командованием Кабанова за 2 месяца построена новая железнодорожная магистраль Старый Оскол - Сараевка, принявшая на себя всё снабжение войск Воронежского фронта в ходе Курской битвы. При подготовке сражения и в ходе его эта дорога, как и другие, подвергалась ежедневным бомбежкам вражеской авиацией. В труднейших условиях бойцы восстанавливали все повреждения. Прервать движение врагу не удалось.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» генерал-майору технических войск Павлу Алексеевичу Кабанову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

Однако впереди были ещё более трудные испытания. В разгар битвы за Днепр в начале ноября Кабанов получил приказ соорудить железнодорожный мост через Днепр для обеспечения войск Воронежского фронта. На его возведение отводилось всего 20 суток - немыслимо короткий срок. Однако сумев правильно организовать использование имевшихся в его распоряжении сил и средств, активно используя помощь местного населения и инициативу подчинённых, Кабанов сумел выполнить приказ за 14 суток. В этот срок был сооружен низководный Дарницкий железнодорожный мост у Киева протяженностью свыше 1 километра. Фактически на этом мосту «висело» все снабжение войск Воронежского фронта при проведении Киевской оборонительной и Житомирско-Бердичевской наступательных операций советских войск. А в феврале 1944 года было завершено сооружение высоководного Дарницкого железнодорожного моста, благодаря которому эшелоны шли к войскам фронта и в период бурного днепровского паводка.

Продолжая путь на запад, части УВВР-3 обеспечивали успешное наступление в ходе битвы за Правобережную Украину, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской и Берлинской операций. За 3 года войны УВВР-3 под командованием генерал-лейтенанта технических войск П. А. Кабанова (это звание присвоено 13 августа 1944 года) восстановили свыше 8500 километров путей, 114 больших и средних мостов, тысячи сооружений и объектов железнодорожного хозяйства.

В начале апреля 1945 года генерал Кабанов назначен начальником Главного Управления военно-восстановительных работ Народного комиссариата путей сообщения СССР. Одновременно он был назначен начальником Железнодорожных войск Министерства обороны СССР. Этот высокий пост он занимал до выхода в отставку в 1968 году. Несколько лет одновременно был заместителем Министра транспортного строительства СССР.

В послевоенные годы под его командованием воины-железнодорожники построили железнодорожные магистрали Пермь - Кизел, Усть-Каменогорск - Зыряновск, Абакан - Тайшет, а также Западно-Карельскую и Трансмонгольскую магистрали.

С 1968 года генерал Кабанов - в отставке. До самой кончины был председателем Совета ветеранов Железнодорожных войск. Автор нескольких работ о тактике и истории железнодорожных войск. Жил в городе-герое Москве. Скончался 27 февраля 1987 года. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы (участок 9).

Награжден четырьмя орденами Ленина, Октябрьской Революции, тремя Красного Знамени, Кутузова I степени, двумя Отечественной войны I степени, двумя Трудового Красного Знамени, медалями.

 

Публикации П. А. Кабанова:

Стальные перегоны. – Москва : Воениздат, 1973. – 326 с. : фото.

Из воспоминаний бывшего начальника железнодорожных войск Воронежского фронта П. А. Кабанова о строительстве железнодорожной линии Старый Оскол–Ржава летом 1943 г. // Из истории Курской битвы : изгнание немецко-фашистских захватчиков с территории Белгородчины, освобождение города Харькова / Архивный отдел адм. Белгор. обл. , Центр. док. новейшей истории Белгор. обл. , Гос. архив Белгор. обл. , Гос. архив Харьковской обл. Украины. – Белгород, 2003. – С. 108–111.

 

Электронные ресурсы П. А. Кабанова:

Стальные перегоны [Электронный ресурс] . – Режим доступа : URL : http://militera.lib.ru. – 19.03.2010 г.

 

Электронные ресурсы о П. А. Кабанове:

Кабанов Павел Алексеевич [Электронный режим] . – Режим доступа :  www.URL : http://myfront.in.ua/biografiya/k/kabanov-pavel-alekseevich.html. – 28.01. 2015 г.