Трудовой подвиг

1943 год. Два года уже шла война. Наша родная Красная Армия очищала советскую землю от фашистских зверей. В феврале месяце и наше село Заломное освободили, люди легко вздохнули, у всех было огромное желание во всем помогать освободителям.

Боброводворский райком ВКП(Б) дал указание мобилизовать трудоспособное население на строительство железной дороги Старый Оскол–Ржава. Нас – учителей, комсомольцев агитаторов – вызвал председатель колхоза И. И. Токарев, дал задание донести указание до каждого трудоспособного человека. Провели небольшой митинг, где я выступила с призывом: «Помочь нашим воинам прогнать и уничтожить врага!». Я прекрасно понимала, что слово – великая сила, личный пример, личный энтузиазм захватил всех. Сказала еще и о том, что на фронте у каждого родные, у меня – муж, отец и брат, и наша задача помочь им в ратном деле, выполнив приказ Государственного Комитета Обороны о строительстве железнодорожной ветки в кратчайший срок.

Испытав на себе все ужасы оккупации, мои односельчане не заставили себя упрашивать. С лопатами, ломами, топорами, кирками двинулись на свой участок стройки.

Нашей вислодубравской колонне, как и другим (а их было много: скороднянская, прохоровская, пристенская, старооскольская и др.) был отведен определенный участок. Нам достался участок в урочище «Березово». Всю работу выполняли вручную. Нужно было прорыть километровую траншею глубиной до 6 метров, переместить большое количество грунта. Земля в холмах усохшая, вязкая, словно спрессованная глина. Мы не копали, а «грызли» упругую грудь земли. Не было экскаваторов, ленточных конвейеров, вся тяжесть стройки легла на наши молодые руки. А норма была 3,5 кубометра в сутки.

Работали изо всех сил по 12-14 часов. Задание выполняли и перевыполняли. Трудились от души, а усталость была страшная, буквально валились с ног к концу работы. Но мы радовались своим успехам. И так было в течение 32 суток.

Полотно новой железной дороги быстро поднималось одновременно на всех участках трассы. Дисциплина на стройке была строгая – добровольная дисциплина. Трудовое напряжение было велико, но с работы никто не сбежал.

Строители Пристенского района Курской области выступили с инициативой, призвав сократить сроки стройки этого важного стратегического объекта вдвое. Во всех бригадах этот призыв поддержали, и решили железную дорогу сдать досрочно.

Молодежь вступала в ряды ВЛКСМ и давала клятву работать так, как сражаются наши доблестные воины с фашистским зверем на фронте.

Приходили помогать нам, молоденьким девчонкам и подросткам, и женщины, у кого были малые дети: А. И. Черникова, Е. И. Черникова, А. А. Токарева, Ф. Ф. Федорова и другие. Фартуками носили они землю наверх, чтобы не отстали мы от других и выполнили норму. Победителями были все, но приз – переходящее Красное знамя Курского обкома партии – был вручен пристенской бригаде.

19 июля прошел первый паровоз, украшенный разноцветными лентами, впереди на нем лозунг: «Все для Победы!». Состав шел медленно, качаясь, как на волнах, шпалы проседали в насыпь. Помню, как сейчас, наш восторг, когда услышали первый стук колес, кричали: «Ура!». Хлопали в ладоши и подпрыгивали от радости дети, ведь посмотреть на это пришло все село. С нетерпением ждали появления локомотива, и вдруг из-за крутого поворота, видим, медленно движется состав. Радости не было конца... Все не опишешь. А ночью пошли из Старого Оскола к Ржаве зачехленные составы с танками, орудиями, снарядами. Дорога сослужила фронту добрую службу во время боев на Курской дуге. Она и сейчас служит людям.

И очень приятно, что память строителей увековечена, и на зданиях станций установлены мемориальные доски, за это мы, участники строительства, высказываем слова благодарности председателю районного совета ветеранов Н. Я. Чуеву – инициатору и организатору этого мероприятия.

40 лет отработала я учителем. Старалась привить детям гордость за наш народ и Родину на личном примере и хороших поступках других. Воспитывала чувство патриотизма, мужества и стойкости, жгучую ненависть к врагам, несокрушимую веру в победу в каждом деле. (М. Малахова, с. Заломное).

 

Источник:

Малахова М. Трудовой подвиг / М. Малахова // Дорога мужества и жизни : материалы о героических делах тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны и о добрых делах в мирное время / Губкинский районный совет ветеранов, труда, Вооруж. сил и правоохран. органов Белгор. обл. ; [сост. : Н. Я.Чуев, И. В. Пирожков, Н. В. Полухина] . – Губкин, 2002. – С. 13–14.

 

Нас призвала Родина

Грозные события почти пятилетней войны уходят вглубь истории, но в сердцах людей, в их памяти живы подвиги и мужество тех, кто отстоял Родину от фашистского порабощения. Особое место в этом занимает лето 43-го, когда развернулась Курская битва. 50 дней продолжалось сражение.

Я горжусь тем, что принимала в нем участие, хоть не с автоматом, а с лопатой и киркой: строила прифронтовую железную дорогу Старый Оскол-Сараевка.

8 июня 1943 года ГКО (Государственный Комитет Обороны) принял решение о ее сооружении. Курскому обкому ВКП(б) вменялось в обязанность обеспечить стройку рабочей силой. И нас всех, кто мог держать лопату, носить землю, призвали прийти на помощь Советской Армии. Будущая ветка стальной колеи была разбита на два участка Сараевка–Кривец, Кривец–Коробково.

У меня и сейчас перед глазами, что-то подобно переселению: пешком, на подводах, запряженных лошадьми, коровами двигались люди из близлежащих районов  Боброводворского, Скороднянского, Горшеченского, Мантуровского, Щигровского, Прохоровского, Волоконовского...

Сроки для окончательной прокладки рельс установили минимальные. Каждому району отвели участок. Как нас информировали: ежедневно отправлялось в отвал и в насыпь до 40 тысяч кубометров земли. В первые же дни вперед вышел Пристенский район. Пристенцы и выступили за сокращение сроков стройки. Газета «Курская правда» широко освещала нашу работу. Ее выездная редакция находилась в нашем доме. Настрой был такой – дать зеленый свет первому поезду к 15 июля. За это и развернулось массовое соревнование. Внушительная картина вырисовывалась, если посмотреть со стороны на будущее полотно дороги, – люди стояли почти рядом, лопата к лопате, бросали землю в носилки, тачки, их скрип, женский гомон. Никто не видел ни экскаваторов, ни конвейеров. Вся тяжесть ложилась на человеческие руки. Пожалуй, самым трудным на всем пути оказался Заломенский участок. Здесь надо было проложить траншею глубиной шесть метров, переместить около 50 тысяч кубометров грунта. На подмогу нам прислали Старооскольский отряд. Земля на холмах плотная, усохшая, а под дерниной – вязкая. Не копали, грызли ее кирками, ломами. За день уставали до предела, а ночью приходилось разгружать шпалы, рельсы, да еще под налетом вражеской авиации. Но никто из комсомольцев не покидал рабочее место. Нормы выполняли на 250 процентов. Нашему бригадиру объявили благодарность.

За время строительства много молодежи вступили в ряды ВЛКСМ. На одном из собраний мне запомнились такие слова Алеши (фамилию забыла): "Мой отец на фронте, дома маленькая сестренка и мама. Я должен работать за троих". Он обещание держал: каждый день перевыполнял норму.

За высокие производственные достижения комсомольской бригаде Тамары Семеновой обком ВЛКСМ вручил знамя. Его этот коллектив удерживал до конца всех работ. Девушки бригады раздобыли красный материал и все выходили трудиться в алых косынках.

Частенько на стройке раздавались удары по рельсам, объявляя тревогу. Все бежали в укрытие. Одни зенитчики встречали огнем фашистские самолеты. Были и жертвы с нашей стороны.

5 июля наши перешли в наступление. Обоянцы и касторенцы призвали стать на боевую вахту и трудиться так, как сражаются с фашистами наши войска. День и ночь шли бои на Курской дуге. На железной дороге тоже была военная дисциплина.

...Забит последний костыль, завинчены гайки, произведена стыковка участков дороги восточного и западного, строящихся навстречу друг другу. Это произошло у с. Заломное в Березовском урочище. На стройке победа. За 32 дня уложили 95 километров

стальной колеи, поднято 800 тысяч кубометров земли. Задание ГКО выполнено досрочно. 19 июля 43-го на фронт прошел первый поезд по ветке Старый Оскол–Сараевка. Состав шел медленно, покачиваясь, как на волнах, шпалы проседали. Нельзя забыть того, как мы радовались, услышав первый стук колес. Кричали: "Ура!", "Враг будет разбит!». Девушки вскакивали на подножки площадок. А ночью пошли затемненные составы с танками, орудиями и снарядами.

Многие строители были награждены орденами, и медалями. Все участники сооружения прифронтовой дороги Старый Оскол–Сараевка показали преданность своей Родине. Это женщины-солдатки, девушки и юноши. Машинисты перевозной колонны назвали нашу дорогу Осколянка.

Сейчас наступили иные времена. Но Родина-мать – она одна. И мне хочется сказать современной молодежи: будьте достойными приемниками своих прадедов и дедов, прабабушек и бабушек, которые в грозное время, когда шла война за честь и независимость Отчизны,  оказались на высоте, спасли ее от порабощения.

Мы накануне 55-летия Курской битвы. Не забывайте наш боевой и трудовой подвиг. Этот вам, молодые, поможет выжить и стать настоящими патриотами нашей многострадальной Родины. (М. МАЛАХОВА, с. Заломное).

 

Источник:

Малахова М. Нас призвала Родина / М. Малахова // Сельские просторы. – 1998. – 16 июня.