ВЕЛИКОЕ ИСПЫТАНИЕ

10 июня 1943 года. Меня, комсомолку, вызвали в РК КПСС. Секретарь райкома т. Вахнин сказал, что Государственный Комитет Обороны принял постановление «О строительстве железной дороги Старый Оскол–Ржава», что работы на дороге начнутся 15 июня и я назначаюсь агитатором скороднянской колонны, в которую вошло 900 человек.

14 июня мы выехали на место работы в район Сазановки.

15 июня начались земляные работы, и сразу развернулось соревнование за перевыполнение норм выработки. Приходилось выпускать по три и более «боевых листков» в день: ведь через два—три чaca появлялись новые передовики соревнования. Не было ни одного человека, не выполнявшего задания. Ни один не покинул стройку, хотя у многих дома оставались дети и старики.

Так, в великом испытании росла ненависть к врагу, крепла сознательность людей.

В начале июля нам сообщили о новом, еще более упорном наступлении гитлеровцев и предложили повысить темпы забот. В это время создали комсомольскую бригаду, которой поручили руководить мне.

Работая на выемке глины только лопатами и носилками, бригада давала более двух норм в смену. Носилки насыпались еще полнее, носили девушки их бегом. Приходили на рабочее место с рассветом, уходили на отдых только тогда, когда наступала полнейшая темнота.

В один из ясных солнечных дней к нашей бригаде подъехала грузовая машина, на которой развевалось Красное знамя. Подошли к нам руководящие работники штаба и вручили знамя. Для нас было неожиданно и очень радостно получить знамя Курского обкома КПСС и облисполкома. Девушки где-то раздобыли красные косынки под цвет знамени, и работали с еще большим энтузиазмом.

Высыпая носилки на насыпь или бросая лопату земли на носилки, девушки приговаривали: «Это тоже оружие— я бью им фашистов», «Я помогаю брату громить врага», «Это – за смерть отца», «Это — за погибшего жениха».

И вот через 32 дня на 95-километровой дистанции проехал пробный эшелон, затем последовали на фронт эшелоны с техникой и боеприпасами. Появились новые трудности. Узнав о новой дороге, сделанной в минимально короткий срок, противник начал систематически ее бомбить.

Помнится случай, когда была повреждена часть дороги, на которой работала наша бригада. Самолеты еще не улетели, еще продолжали обстреливать из пулеметов, а скороднянские девушки – и пришедшие к ним на помощь девчата из других бригад уже начали ремонтировать повреждения. И до прибытия очередного эшелона дорога была исправлена.

А как часто обстреливали строителей из пулеметов с воздуха! Самолеты летали над самыми головами женщин, но работы не прекращались ни на один час, После сооружения дороги некоторые девушки остались в строительных батальонах воинских частей. Я уехала домой учительствовать.

Через некоторое время узнала, что Указом Президиума Верховного Совета СССР награждено 386 человек орденами и медалями Советского Союза за заслуги в строительстве новой железной дороги и проявленные при этом самоотверженность и мужество. В том числе оказалось 5 человек нашей бригады. Медалью наградили и меня.

В. НАЙДЕНОВА, учительница, бывший руководитель комсомольской бригады на строительстве дороги Ст. Оскол—Ржава, с. Скородное.

Источник:

Найдёнова В. Великое испытание / В. Найдёнова // Ленинский путь. – 1967. – 27 окт.