9 июля 2008 года в Старом Осколе открыт памятник-мемориал «Строителям железной дороги Старый Оскол–Ржава». Новый мемориал – еще одна дань памяти тем, кто приближал великую Победу в том страшном лихолетье.

95 километров железнодорожного полотна, так необходимого фронту, были проложены за рекордно короткие сроки -32 дня. С 19-июля 1943 года по дороге пошли первые эшелоны, доставлявшие войска и технику к Огненной дуге. 25 тысяч женщин и подростков из окрестных сёл и районов, вдвое сократив отпущенный для строительства срок, сделали невозможное. Три из них навсегда застыли в броне на оживленном перекрестке недалеко от железнодорожного вокзала города Старый Оскол. На гранитном постаменте из камня, привезенного с Урала, – три женских бронзовых фигуры в момент наивысшего напряжения работы. Рядом взметнулись в небо рельсы, соединённые между собой. Сбоку от женских фигур на плите тёмного цвета начертаны слова Белгородского поэта В. Белова:

« ЖЕНЩИНАМ ПРИОСКОЛЬЯ»

Вы здесь дорогу строили на Ржаву,

В подолах пол-Земли перенесли,

К сраженью подготовили Державу

И с воинами Родину спасли!

Композиция выполнена в реалистичной форме. Автор проекта – архитектор М. А. Хромов, скульптор – А. А. Шишков. Оба – известные специалисты из Белгорода. Белгородский скульптор, заслуженный художник России Анатолий Алексеевич Шишков изобразил женщин во время работы по прокладке пути на фоне красных рельс, устремленных в небо. Памятник воплотил в себе величие русской женщины – строителя и созидателя. Женщины изображены с лопатами и кирками в руках. Скульптуры выполнены в металле. Работа над ними заняла у Шишкова несколько месяцев. Позировали для него студентки  Белгородского технологического университета. Вначале скульптор слепил фигуры из гипса, затем из медного сплава отлил и сварил сами формы. Памятник внутри полый. Высота фигур –2,5 м, вес композиции – 3 тонны, вес бетонного основания – 90 тонн.

Из городского бюджета Старого Оскола  на обустройство территории около памятника выделено семь миллионов рублей. Уложено 1800 квадратных метров тротуарной плитки, обустроен сквер со скамейками, а фигуры монумента в ночное время подсвечиваются со всех сторон специальными фонарями.

Необходимо сказать, что прежде чем установить памятник-мемориал был объявлен конкурсный проект памятника-мемориала «Строителям железной дороги Старый Оскол–Ржава», который вызвал большой интерес. Целью конкурса было выявление наиболее выразительных архитектурно-планировочных и объемно-пространственных решений памятника-мемориала, отвечающего высокому художественному образу, предназначенному ознаменовать память подвига тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны.

Шишков А.А.

Первая денежная премия составляла 50 тысяч рублей. Состав жюри включал представителей заказчика, творческой интеллигенции, специалистов архитектуры и градостроительства Белгорода и Белгородской области. Одержал победу проект, предложенный белгородцами: архитектор – М. А. Хромов, скульптор – А.А. Шишков.

По случаю открытия памятника-мемориала «Строителям железной дороги Старый Оскол–Ржава», состоялся торжественный митинг на который приехало около двухсот тружениц тыла из 11 районов Белгородской области, прокладывавших этот путь.

На митинге выступил глава Старооскольского городского округа П. Е. Шишкин, который отметил, что в сердцах нынешнего поколения навсегда останется искренняя гордость за созидателей дороги победы, защитивших и возродивших страну, явивших пример бескорыстного служения на благо Отечества: «Ваш труд бесценен. Доказательством тому является этот памятник, славящий великих тружениц и их трудовой подвиг».

От имени руководства области всех собравшихся приветствовал председатель Белгородской областной Думы А. Я. Зеликов. Он отметил, что этот памятник воплотил в себе идею о величии русской женщины. На постаменте в бронзе застыли Вера, Надежда и Любовь, которые давали силы жить и бороться в суровые годы войны.