У каждого была своя дорога на войне…

Мы, старшее поколение, знаем и помним, сколько суровых испытаний и трудных дорог пришлось преодолеть всем, я том числе и детям войны, чтобы приблизить светлый День Победы.

Я отношусь к детям того поколения, являюсь живой свидетельницей военных лет, участницей трудового фронта. Все пережитое свято хранится в моей памяти...

Война застала меня за учебником. Я училась в Старооскольском педучилище, мечтала учить и воспитывать детей, а пришлось отвоевывать для них мир и солнце.

С приближением фронта учебные заведения закрывались, а мы, студенты, со стариками и женщинами ходили на оборонительные работы: копали окопы, траншеи. Зимой очищали от снега дороги, по которым шли военные машины с грузом и бойцами. Летом от зари до зари работали в поле. Знали и понимали, что солдату нужен хлеб так же, как оружие.

С июля 1942 по февраль 1943 года наша местность (Курская и Белгородская области) была оккупирована. Семь месяцев жили в страхе. Видели, как вешали и расстреливали ни в чем не повинных людей, как угоняли в Германию молодых женщин и подростков на каторжный труд. Многие из них не вернулись домой.

После освобождения нашей территории началась усиленная подготовка к сражению, которое потом назвали битвой на Огненной дуге. Все население, взрослые и мы, подростки, помогали солдатам укреплять оборонительные рубежи.

Для успешного наступления необходима была быстрая переброска оружия и живой силы. На машинах это сделать невозможно, а железной дороги в наших местах не было. Тогда было принято решение построить железнодорожную ветку Старый Оскол–Ржава до начала наступления наших войск, за два месяца.

Для выполнения этой работы были мобилизованы женщины и подростки Курской и Белгородской областей – более 20 тысяч человек, в их числе была и я. В строительстве участвовали также железнодорожные войска.

Какая же это была безмерно трудная работа! Ломом и топором корчевали деревья, киркой и лопатой копали землю. Потом ее возили на тачках, носили на носилках к насыпи. Там мы ее трамбовали тяжелыми деревянными чурками. Сюда же таскали шпалы и рельсы. Военные строители их укладывали. Всю работу выполняли вручную.

Условия были жесткие, фронтовые. Рано утром выходили на работу и трудились до темноты, усталость была страшная, к концу дня буквально валились с ног, но задание выполняли и перевыполняли.

Было очень страшно. Фашистские самолеты кружили над нами и обстреливали из пулеметов.

Еды не хватало, но это не отражалось на ритме работы, мы знали, что с питанием везде плохо, надо потерпеть. Жили в палатках, в шалашах, в ближайших домах. Спали на полу, подложив свои вещи под голову.

Через 32 дня вступила в строй железная дорога протяженностью 95 км, вместо первоначально планировавшихся 60. По ней пошли составы с танками, орудиями, снарядами и бойцами. Дорога сыграла огромную роль в разгроме немецких войск на Курской дуге.

После окончания строительства дороги началась мобилизация женщин и подростков Курской области на военный завод № 743 в г. Иваново, я снова была мобилизована Ястребовским райвоенкоматом. Из дома уезжала четвертой. Три моих брата уже сражались на фронте. Один погиб под Берлином, двух других тоже уже нет в живых. Израненные войной, они безвременно ушли из жизни.

На том заводе я работала токарем-станочницей по изготовлению мин. До войны завод был машиностроительным. Работали здесь мужчины, поэтому станки были высокие. Чтобы мы могли дотянуться, нам под ноги ставили ящики. Цех отапливался слабо, было холодно, так как из одежды была военная фуфайка, а на ногах – брезентовые ботинки.

Работали по 12–16 часов, а иногда и сутками, так как после окончания смены нас направляли на погрузку снарядов в вагоны, которые стояли за заводом на железнодорожной линии. Каждому было дано задание: отнести по 200 ящиков с двумя минами. От такой тяжести падали, но задание выполняли.

Жили в бараках, в которых зимой было очень холодно. Питание было слабое и одноразовое, только обед. Кроме этого, выдавали сухой паек: 1 килограмм крупы, 500 граммов хлопкового масла на месяц и 400 граммов хлеба на каждый день. Если выполнял норму, добавляли еще 200 граммов. Недоедали и недосыпали, но выполняли по две, по три нормы в смену, причем не допускали брака, так как знали цену металлу.

Всякую работу выполняли без ропота и не ради наград и славы, а с высоким пониманием гражданского долга перед Родиной, показывали яркие примеры высокопроизводительного труда. Делали все, чтобы помочь фронтовикам приблизить Победу. Все мысли и дела были подчинены только одному: – Все для фронта! Все для Победы!

На заводе я работала до конца войны. После войны сбылась моя мечта. Я стала учителем. Всю свою трудовую жизнь посвятила этой гуманной профессии.

Великой Победе – 65лет!

Никакие годы не смогут умалить беспримерный подвиг народа! Никогда и никому не удастся предать забвению величие героизма славных воинов и неутомимых тружеников тыла. Об этом надо знать и нашим детям, и нашим внукам, и нашим правнукам, ведь без памяти о прошлом нет будущего. (В. Помельникова, ветеран войны

и педагогического труда).

 

Источник:

Помельникова В. У каждого была своя дорога на войне… / В. Помельникова // Новое время. – 2010. – 11 марта