ПОСТАНОВЛЕНИЕ БЮРО КУРСКОГО ОБКОМА ВКП(б) И ОБЛИСПОЛКОМА
14 июня 1943 года
Во исполнение решения Государственного Комитета Обороны от 8 июня 1943 года о строительстве железнодорожной линии Старый Оскол–Ржава бюро обкома ВКП(б) и исполком облсовета депутатов трудящихся постановляют:
1. Мобилизовать на все время строительства 20 тыс. человек, 1000 подвод и инструмент из районов области, согласно приложению №1. Срок окончания мобилизации 17 июня с.г. Ответственность за проведение мобилизации возложить на заместителя председателя исполкома облсовета депутатов трудящихся Б. Ф. Захарова.
2. Из рабочих, мобилизуемых на строительство железнодорожной линии, создать в каждом районе строительную колонну. Начальниками колонн на весь период строительства утвердить вторых секретарей райкомов ВКП(б).
В каждой колонне организовать железнодорожные строительные отряды по 100 человек в каждом. Предложить райкомам ВКП(б) утвердить на бюро начальников отрядов и их заместителей по политчасти, на которых возложить ответственность за проведение массово-политической работы в отрядах. Срок готовности колонн и отрядов 17 июня с.г.
3. Обязать обком ВЛКСМ (т. Мачулин) мобилизовать на это строительство 4 тыс. комсомольцев, создав из них комсомольские рабочие отряды.
4. Для ускорения мобилизации предложить отделу кадров обкома ВКП(б) (т. Волошин) командировать в районы (сроком до 5 дней) руководящих работников области. Отобрать из числа освободившихся работников политотделов железнодорожного транспорта 15 товарищей для использования на руководящей работе по строительству железнодорожной линии.
5. Ответственными за организацию общественного питания и торговлю товарами широкого потребления на строительстве утвердить заместителя заведующего облторготделом т. Архипова, председателя облпотребсоюза т. Сиротина и управляющего облзаготзерном т. Курносенкова.
Обязать райкомы ВКП(б) и райисполкомы обеспечить организацию общественного питания рабочих своего района, выделив для этого честных и проверенных работников.
6. Для оперативного руководства ходом строительства обязать начальника областного управления связи т. Овчинникова обеспечить радиотелефонную связь в пунктах по указанию начальника строительства.
7. Обязать т. Павлова организовать на строительстве выездную редакцию газеты «Курская правда» для выпуска «боевых листков».
8. Поручить т. Легасову выделить группу лекторов-пропагандистов и укомплектовать коллективы агитаторов на строительстве из числа коммунистов и комсомольцев района, а также обеспечить выделение необходимого количества газеты «Курская правда», центральных газет, журналов, агитационной литературы и пр.
9. Обязать заведующего облздравотделом т. Олимпиева организовать на участках строительства медицинское обслуживание рабочих, выделить и командировать медработников из расчета обслуживания 250 человек одним медработником.
10. Обязать управление кинофикации (т. Отцовского) и управление по делам искусств (т. Пушмину) обеспечить культурное обслуживание рабочих, выделив для этого кинопередвижку и театральные агитколлективы.
11. Обязать райкомы ВКП(б) организовать из числа выделенных на строительство членов ВКП(б) и ВЛКСМ партийно-комсомольские группы по районным колоннам и отрядам, поставив их главной задачей организацию социалистического соревнования в отрядах за досрочное выполнение заданий по строительству.
12. Учредить переходящее Красное знамя обкома ВКП(б) и исполкома облсовета депутатов трудящихся за высокие показатели работы и перевыполнение заданий по строительству. Переходящее Красное знамя вручить району, который первым полностью и в срок приступит к работе на строительстве железнодорожной линии.
13. Просить Военный Совет Воронежского фронта выделить необходимые средства прикрытия строительства от воздушного нападения вражеской авиации, а также выделить автотранспорт, необходимый для перевозок продуктов питания, в количестве 15 машин и 30 походных кухонь.
14. Учитывая исключительную важность строительства этой железнодорожной линии в установленные Государственным Комитетом Обороны сроки, бюро обкома ВКП(б) и исполком облсовета депутатов трудящихся требуют от райкомов ВКП(б) и исполкомов райсоветов принятия всех мер, обеспечивающих выполнение задания по мобилизации рабочей силы не позднее 17 июня с. г., и возлагают персональную ответственность за проведение мобилизации в срок и успешную организацию работ на строительстве на первых секретарей райкомов ВКП(б) и председателей исполкомов райсоветов.
15. Контроль за выполнением настоящего решения и ответственность за ход работы по строительству железнодорожной линии возложить на т. Черникова (обком ВКП(б) и т. Косарева (облисполком) с тем, чтобы к 1 августа 1943 года строительство железнодорожной линии было окончено.
(Опубликовано в сборнике документов и материалов «Курская область в периоды Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-45» Т. 2, с. 70-72, архивная справка).
Источник:
Постановление бюро Курского обкома ВКП(б) и облисполкома от 14 июня 1943 г. // В суровую пору : Белгородщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. : сборник документов и материалов. – Воронеж, 1978. – С. 93-96.
ИЗ ИНФОРМАЦИИ СТАРООСКОЛЬСКОГО РАЙКОМА ВЛКСМ КУРСКОМУ ОБКОМУ ВЛКСМ
20 июля 1943 г.
Старооскольская колонна приступила к работе 17 июня с.г. От райкома ВЛКСМ пом. политом по комсомолу колонны была послана Лида Шугаева — инструктор райкома ВЛКСМ. Всего людей прибыло к началу работы 1350 человек, в том числе комсомольцев — 80 чел., несоюзной молодежи — 800 чел. Все работающие были разбиты на 15 отрядов, отряд состоял из 80—100 чел., в том числе одна комсомольская бригада в количестве 40 комсомольцев (бригадир Тамара Семенова), одна комсомольско-молодежная бригада в количестве 27 чел., (бригадир Зина Полякова), бригада ее состояла из колхозниц Новокладовского сельсовета.
Во главе отряда стояли начальник отряда, учетчик, комсорг, он же и политрук. Отряды делились на 24 бригады. До начала работы всем руководителям был дан инструктаж, были проведены общие собрания по отрядам и бригадам. Основной вопрос на собраниях — закончить строительство ж.-д. линии досрочно, тем самым ускорить час победы. Каждому отряду был отведен определенный участок работы. Ежедневно после окончания работы подводился итог рабочего дня. На собраниях обсуждали недостатки, тормозившие работу, выявляли людей, не выполнивших норму, а также отличали лучших людей, перевыполнявших нормы выработки.
24—25 июня на всех собраниях в отрядах и бригадах, на общем митинге обсуждалось обращение Пристенского района о досрочном окончании строительства. Все рабочие единодушно одобрили обращение и написали отзыв, что на своем участке стройки они приложат все силы для того, чтобы сдать участок первыми и досрочно.
Комсомольцы и молодежь Старооскольского района показали себя как настоящие патриоты нашей страны.
Первые дни комсомольско-молодежная бригада давала норму выработки выше всех остальных бригад. Работая на погрузке машин, при норме 40 машин, они грузили 90—105 машин, что составляло 220—250 процентов.
За систематическое перевыполнение норм выработки этой бригаде было вручено переводящее Красное знамя района.
Комсомольская бригада, где руководителем была Лида Шугаева, вскоре добилась высших результатов выработки комсомольско-молодежной бригады. Работая на разработке грунта 3-й категории, комсомольская бригада при норме 3–5 кубометров грунта давала 7–9 кубометров, что составляло 220–270 процентов.
Бригада комсомольцев не считалась ни с погодой, ни со временем, подчас работала в две смены, по 20 часов, всеми силами старалась доверенный ей участок сдать первым по трассе.
7 июля 1943 г. состоялся общий митинг колонны, на котором представители обкома ВКП(б), обкома ВЛКСМ и райкома ВКП(б) за ежедневное перевыполнение норм, за отличную дисциплину и организованность вручили переходящее Красное знамя обкома комсомола комсомольской бригаде.
35 комсомольцев за образцовую работу представлены к районным премиям, 4 лучших комсомолки комсомольской бригады — Тамара Семенова, Зина Полякова, Шура Дуракова, Лида Шугаева представлены к правительственным наградам.
В течение месяца комсомольская бригада получила в письменной форме 19 благодарностей от командования, две отличные характеристики от воинских частей 17-й и 25-й бригад.
Из комсомольцев в активе на строительстве было 20 чел. Провели 9 комсомольских собраний, 65 читок газет и бесед с комсомольцами. Выпущено 24 боевых листка, 2 колонных газеты «За перевыполнение плана». Собран на построение танковой колонны один миллион рублей.
Комсомольцами города в количестве 15 чел., собрано 200 пар трофейной обуви для Красной Армии.
Силами комсомольцев и молодежи района собрано 600 т. металлолома. Особенно отличались по обору металлолома учащиеся 4-й средней школы.
С первых дней освобождения района 70 комсомольцев работало на оборонных работах (особенно хорошо работали комсомольцы Лукьяновского сельсовета).
За период работы на строительстве принят в ряды ВЛКСМ 31 чел. В свободное от работы время комсомольцы и молодежь устраивали вечера самодеятельности для работающих на строительстве. Концерты, даваемые комсомольцами, имели большой успех среди рабочих и воинских частей.
Секретарь райкома ВЛКСМ Большесольская.
ПАБО ф,. 585, оп. 1, д. 10, лл. 41—42. Копия.
Источник:
Из информации Старооскольского райкома ВЛКСМ Курскому обкому ВЛКСМ от 20 июля 1943 г. // В суровую пору : Белгородщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. : сборник документов и материалов. – Воронеж, 1978. – С. 101–103.
ИЗ СПРАВКИ КУРСКОГО ОБКОМА ВКП(б)
15 июля 1943 г.
Решение бюро обкома ВКП(б) и исполкома облсовета депутатов трудящихся от 14 июня 1943 т. в основном выполнено.
Основные земляные работы первой очереди на строительстве железнодорожной линии Сараевка–Старый Оскол (ветка КМА) на 12 .июля 1943 г. закончены.
Земляное полотно — 68 км — полностью подготовлено. Уложено пути 53 км, остальные 15 км будут закончены 17 июля с. г. Забалластировано пути 16 км. Из 776 п. м. мостов по плану сделано 719 п. м., 10 мостов находится в работе. Телефонно-телеграфная связь закончена полностью. На всей вновь строящейся ж.-д. линии предусмотрено 7 остановочных пунктов, из них 2 станции (Кондауровка, Кривец) и 5 разъездов. Земляные работы на станциях и разъездах закончены полностью и произведена укладка верхнего строения пути. Водоснабжение на станциях сделано: Кондауровка — 60 процентов, Кривец — 50 процентов.
За 10 дней июля месяца с. г. в районе с. Заломное закончена самая трудоемкая выемка (длиной 1 км земляного полотна). Из этой выемки глубиной до 6 м трудом мобилизованного населения выбрано 46 445 кубометров земли.
Мобилизованного населения на трассе работает 16 тыс. чел. Настроение у абсолютного большинства работающих, несмотря на усложнившиеся условия и некоторые трудности, хорошее.
Хорошо работают с первых дней строительства и по настоящее время колонны Волоконовского, Ивнянского, Чернянского, Тимского, Октябрьского, Пристенского, Воловского; Великомихайловского, Черемисиновского, Советского, Скороднянского и других районов.
Руководители этих колонн на протяжении всего периода работы на стройке сумели закрепить мобилизованное население и добились систематического перевыполнения производственных заданий. Например, колонна Тимского района (начальник колонны т. Артюшин) в среднем выполняла задание на 120 процентов, Чернянского района (начальник колонны т. Дворцевой) — до 130 процентов, Волоконовского района (начальник колонны т. Мигаль) — на 120 и более процентов, Советского района (начальник колонны т. Толкачев) — на 120 процентов. Перевыполняли производственные задания колонны Воловского, Октябрьского, Пристенского, Скороднянского районов (начальники колонн тт. Будков, Лаврищев, Громов, Агафонов).
За хорошую организацию пруда и перевыполнение производственного плана Тимскому району вручено переходящее Красное знамя обкома ВКП(б) и исполкома облсовета депутатов трудящихся (за своевременную мобилизацию населения и хорошее начало работы ранее знамя было вручено колонне Пристенского района).
Переходящее Красное знамя обкома ВЛКСМ вручено комсомольско-молодежной бригаде (бригадир т. Семенова) Старооскольокого района: эта бригада систематически выполняет задание на 200 и более процентов.
Лучшие стахановцы стройки в количестве 79 чел. (от колонны по 2—3 чел.) командованием через Военный Совет Воронежского фронта 3 июля с. г. представлены к правительственным наградам и 10 чел, премированы, по 200 руб. каждый.
С первых дней строительства было обращено серьезное внимание на организацию и проведение политико-воспитательной работы среди мобилизованного населения. Во всех колоннах районов представителями обкома ВКПб), секретарями райкомов, политработниками воинских частей были проведены общие собрания и совещания командного состава, на которых разъяснено значение строящегося объекта, и поставлены конкретные задачи перед строителями. Затем проведены митинги и собрания по итогам двух лет Отечественной войны.
На митингах и собраниях принят вызов колонны Пристенского района об организации социалистического соревнования на стройке и конкретные обязательства в колоннах, отрядах и бригадах.
С приездом лекторов обкома ВКП(б) (тт. Филатова, Фоминой, Малаховой) в каждой колонне прочитаны лекции на темы: «Международное положение и наши задачи» и «Текущий момент». Кроме того, в большинстве колонн районов ими же и работниками обкома проведены семинары с агитаторами.
На 13 июля с. г. население 18 районов и воинские части, работающие на 2-м строительном участке, прослушали лекции, концерты и большинство из них просмотрело кинокартины.
Наряду с этим, совместно с воинскими частями в колоннах проводятся вечера художественной самодеятельности. В обеденный перерыв, непосредственно на трассе, многими воинскими подразделениями проводятся выступления самодеятельных коллективов и играет духовой оркестр или баян.
С 25 июня с.г. на строительство, непосредственно на участки, завозится 5 тыс. экз. газет, из них 300 экз. газет «Правда», 100 экз. — «Известия», 100 экз. — «Комсомольская правда» и 4500 экз.— «Курская правда». С этого же числа на строительстве приступила к работе выездная редакция газеты «Курская правда» на стройке», которая выпускает 3 тыс. экз. (многотиражки) и около 500 экз. бюллетеня с сообщениями Совинформбюра.
Во всех колоннах по отрядам, бригадам проводятся читки газет. Читку проводят, как правило, заместители по политической части, начальники отрядов и подобранные из коммунистов и комсомольцев агитаторы.
Секретарь обкома ВКП(б) по транспорту Черников.
ПАКО, ф. I, оп. 1, д. 1056. лл. 75—77. Подлинник. Опубликовано в сборнике документов и материалов «Курская область в период Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945 гг.», Т. 2. с. 78-81.
Источник:
Из справки Курского обкома ВКП(б) от 15 июля 1943 г. // В суровую пору : Белгородщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. : сборник документов и материалов. – Воронеж, 1978. – С. 98–101.